Уралвагонзавод не прошел тест на прочность
Вагоны компании не признают инновационными
Государственной НПК "Уралвагонзавод" (УВЗ) так и не удалось убедить ОАО РЖД в том, что выпускаемые заводом вагоны с улучшенными характеристиками должны получить тарифную скидку. Как стало известно "Ъ", монополия отказалась признавать вагоны УВЗ инновационными, заявив, что они ломаются в десять раз быстрее, чем положено по техническим требованиям. Но в УВЗ уверяют, что ОАО РЖД пользуется устаревшими данными.
В распоряжении "Ъ" оказалось письмо первого вице-президента ОАО РЖД Вадима Морозова от 28 марта к главе УВЗ Олегу Сиенко по вопросу предоставления тарифных скидок для полувагонов УВЗ. Топ-менеджер монополии отмечает, что эта продукция по-прежнему не отвечает критериям инновационности (улучшенные характеристики по межремонтному пробегу, грузоподъемности и т. д.), в связи с чем монополия считает преждевременным отзывать отосланные в ФСТ письма о недостатках вагонов. В письме, в частности, говорится, что, несмотря на заявления УВЗ об устранении выявленных неполадок, это не сделано.
Переход на выпуск инновационных вагонов обсуждается с 2013 года. Чтобы стимулировать их покупку (они в среднем на 300 тыс. руб. дороже обычных), ОАО РЖД предложило предоставлять собственникам тарифную скидку за пользование инфраструктурой. В апреле 2013 года ФСТ определила ее на уровне 3-15% с тарифа (зависит от дальности перевозки и типа вагона). На ее получение претендовали Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ) Александра Несиса и УВЗ. Но только ТВСЗ удалось получить скидку сразу на пять моделей. Кроме того, в 2014-2016 годах государство через лизинговые компании будет субсидировать покупку инновационных вагонов, а ряд вагоностроителей из-за падения спроса согласились производить их на базе технологий ТВСЗ. Такие переговоры ведет сейчас и УВЗ, но, по словам источников "Ъ", из-за отсутствия у завода скидок производители склоняются к ТВСЗ. В 2013 году УВЗ произвел 2,4 тыс. инновационных вагонов, а в этом году планирует увеличить объем до 7,2 тыс. ТВСЗ планирует выпустить в этом году 11 тыс. вагонов.
Претензии по качеству к вагонам УВЗ были предъявлены на рабочей встрече представителей завода, ОАО РЖД и операторов 28 февраля (копия протокола есть у "Ъ"). Монополия представила отчет Всероссийского НИИ железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ; принадлежит ОАО РЖД), где говорилось, что вместо 500 тыс. км, которые должен пройти вагон до отправки в ремонт, "расчетный безопасный пробег" продукции УВЗ — только 56 тыс. км, а "трещины и разрушения" на деталях появляются уже после 80 тыс. км. Межремонтный интервал работы обычных вагонов — 250 тыс. км. В документе также отмечается, что при эксплуатации 3,9 тыс. полувагонов УВЗ в течение 2009-2013 годов более 2 тыс. отправлены в ремонт. Основными их покупателями были подконтрольная заводу "УВЗ-Логистик", а также Первая грузовая компания и Федеральная грузовая компания. В ОАО РЖД "Ъ" подтвердили, что выдали отрицательное заключение. Источник "Ъ", близкий к монополии, отмечает, что продукция УВЗ значительно уступает ТВСЗ: "Среди российских заводов у УВЗ самая высокая доля брака в литье — 30%".
Но в УВЗ сочли выводы ОАО РЖД некорректными, указав на то, что расчеты монополии основаны на устаревших данных. "ВНИИЖТ опирался на статистику 2009 года, но с тех пор мы неоднократно вносили доработки",— заявил "Ъ" заместитель гендиректора корпорации Андрей Шленский. По его словам, еще год назад у монополии не было нареканий к продукции УВЗ, а критерии инновационности списывались именно с его вагонов. ВНИИЖТ на запрос "Ъ" не ответил; в ФСТ не стали комментировать тему, сообщив, что принимают тарифные решения после необходимых испытаний, а также на основании заключения Минтранса.
Источник "Ъ", близкий к УВЗ, считает, что критерии определения инновационности вагонов ВНИИЖТ непрозрачны. В качестве примера он привел ТВСЗ, который, по его словам, получил скидку раньше, чем сертифицировал полувагоны. В ТВСЗ это отрицают. Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров соглашается с тем, что у ВНИИЖТ "довольно странный подход к критериям определения инновационных вагонов". Опрошенные "Ъ" производители признались, что считают неправильным наличие тарифных преференций только у одной компании. Как уже сообщал "Ъ", в конце 2013 года "РМ Рейл" обращался в Минпромторг с просьбой распространить тарифные скидки на все заводы, производящие такие вагоны.