В «Тоннельный отряд» зачастили кредиторы
С застройщика олимпийских объектов пытаются взыскать 5,4 млрд рублей
Группа кредиторов сочинского ОАО «Тоннельный отряд — 44» (ТО-44) в ходе банкротства строительной компании обратилась в арбитражный суд Краснодарского края с исками о включении в реестр требований на общую сумму 5,4 млрд руб. ТО-44 участвовал в крупных проектах подготовки к Олимпиаде, в том числе в строительстве автомагистрали — дублера Курортного проспекта с суммой финансирования 22 млрд руб. По оценке участников рынка, реальной возможности возобновить работу в нормальном режиме и погасить долги у компании нет.
Арбитражный суд Краснодарского края принял к производству 18 заявлений кредиторов об установлении в реестре своих требований к компании-банкроту «Тоннельный отряд —44». Наблюдение в отношении ТО- 44 было введено 12 февраля текущего года по заявлению ФГУП «Мосты и тоннели», долг сочинского предприятия перед которым составил 2,7 млн руб. Наиболее существенные претензии к должнику заявили ОАО ВТБ (3,6 млрд руб.), «Трансстрой» (688 млн руб.), «Нефтегазоптимизация» (172 млн руб.), «Мостотрест» (688,7 млн руб.). Также о намерении взыскать долги с ТО-44 заявили ФНС
(69,6 млн руб.) и администрация Сочи (3,2 млн руб.). На текущий момент в отношении компании возбуждены исполнительные производства на сумму 118 млн руб., долг по заработной плате превышает 40 млн руб.
Причину возникновения крупных долгов ТО-44 ни кредиторы, ни руководство компании-должника не объясняют. В пресс-службе ОАО ВТБ на вопрос „Ъ“ пояснили, что обращение в суд связано с существенной просрочкой по кредиту. «Ранее кредитное соглашение было заключено Транскредитбанком (в 2013 году присоединен к ВТБ-24.— „Ъ“), затем права по данному кредиту перешли к банку ВТБ»,— сообщили в пресс-службе ВТБ. В приемной ТО-44 отказались от комментариев, сославшись на то, что полномочия по управлению компанией переданы арбитражному управляющему Дмитрию Денисенко. Его мобильный телефон вчера не отвечал.
ОАО «Тоннельный отряд — 44» было зарегистрировано в 1993 году. Выручка в 2012 году составила
4,7 млрд руб., чистая прибыль — 2 млн руб. Компания участвовала в крупных проектах в рамках подготовки к Олимпиаде, в частности в начале апреля завершила работы по проекту «Строительство автомагистрали „Дублер Курортного проспекта“, первая очередь», сумма контракта — 22,5 млрд руб. В ходе реализации проекта у ТО-44 регулярно возникали разногласия по оплате с субподрядчиками, в том числе с ОАО «Мостотрест». Кроме того, с 2010 года ТО-44 и соучредитель компании Леван Гоглидзе вели корпоративные споры с «Трансстроем» по поводу прав на акции ТО-44, а также о законности ряда решений о привлечении кредитов. Согласно данным Kartoteka.ru, его учредителями являются ОАО Корпорация «Трансстрой» (51%), ЗАО «Ингеоком» (23%) и администрация Сочи (26%). Однако в «Трансстрое» утверждают, что с 2012 года корпорация не является акционером ТО-44.
Наиболее крупными кредиторами ТО-44, кроме ВТБ, являются субподрядчики («Мостотрест», «Нефтегазоптимизация»), при этом взаимная задолженность компаний-контрагентов отличается крайней запутанностью. «Крупные иски о взыскании долгов с ТО-44 не заявлялись до завершения подготовки к Олимпийским играм, чтобы избежать негативного общественного резонанса»,— пояснил „Ъ“ участник рынка, знакомый с ситуацией. По его оценке, большая задолженность компании по зарплате и налогам свидетельствует об отсутствии реальной возможности возобновить работу в нормальном режиме. Он также сомневается в возможности кредиторов взыскать с нее заявленные суммы.
Тем временем в действиях топ-менеджмента ТО-44 уже выявлен состав уголовного преступления: в мае прошлого года Леван Гоглидзе, экс-гендиректор компании и депутат горсовета Сочи, был заключен под стражу в рамках возбужденного против него уголовного дела по ст. 222 (незаконное хранение оружия). Во время обыска в квартире господина Гоглидзе в Сочи были обнаружены револьвер и 50 патронов. В ходе расследования дела появилось еще одно обвинение —
по ч. 2 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). В следственном управлении СКР по Краснодарскому краю, в чьем производстве находится дело, не уточняют подробности, в том числе сумму ущерба. Защита Левана Гоглидзе трижды ходатайствовала об изменении меры пресечения на домашний арест или залог 5 млн руб., однако обвиняемого до сих пор содержат под стражей. В решении о мере пресечения суд указал на особую сложность уголовного дела по причине большого объема следственных действий, в том числе комплексной строительно-технической экспертизы.