УФАС открыл дорогу
Астраханскому порту не удалось отрезать конкурентов от ж/д путей
В войну трех астраханских портов с еще одним портом-конкурентом за доступ к железнодорожной ветке на правах арбитра вмешался новый участник. 1 апреля астраханское управление ФАС рассмотрело жалобы трех компаний против ООО «АП «Развитие», которое в феврале разобрало стрелку на железнодорожной ветке, перекрыв трем портам доступ к товарному рынку услуг РЖД. Антимонопольщики приняли сторону заявителей.
5 марта Астраханский УФАС возбудил три дела в отношении ООО «Астраханский порт «Развитие» по признакам нарушения п. п. 5, 9 ч. 1 ст. 10 ФЗ‑135 «О защите конкуренции» («Злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг»). Заявителями по этим делам стали три компании — ООО «ПО «Железобетон», ООО «ПКФ «Волга-порт» и ООО «Астраханский зерновой терминал».
Конфликт между портами начал развиваться в январе текущего года после того, как АП «Развитие» потребовало от соседей по железнодорожной ветке увеличить оплату за проезд одного вагона с 1 тыс. до 3,5 тыс. рублей. В своем решении представители порта «Развитие» указывали на то, что региональная служба по тарифам ранее согласовывала тариф именно в 3,5 тыс. рублей, но с 2014 года снизила тариф в 3,5 раза — с чем администрация порта не согласна. Порт потребовал от соседей платить за подачу вагонов по старому тарифу, однако они не согласились. В ходе обострения конфликта администрация АП «Развитие» под предлогом срочного ремонта железнодорожного полотна разобрала стрелку. Так как тройка портов находится в тупике ветки, движение грузов полностью прекратилось.
По итогам заседания 1 апреля астраханский УФАС по всем трем искам принял три идентичных решения: признать ООО «АП «Развитие» нарушившим ФЗ «О защите конкуренции» и понудить его в 10‑дневный срок заключить договоры на подачу вагонов и обеспечить техническую возможность их реализации.
«Решение не в нашу пользу. Оно обязало порт «Развитие» заключить договоры. Но у предприятия нет фактически и технически возможности в течение десяти дней обеспечить подачу вагонов. В ходе заседания я озвучивал нашу позицию: что ни мы, ни сами сотрудники УФАС, которые принимали решение, не понимают, как оно будет реализовано. Будем обжаловать решение в суде», заметил генеральный директор порт развития Дмитрий Нещадимов.
Господин Нещадимов обосновал свою позицию тем, что железнодорожное полотно пришло в негодность, и его ремонт невозможно завершить в столь сжатые сроки.
Адвокат заявителей Ренат Истилеев отметил, что в ходе рассмотрения дел ответчик не представил никаких доказательств, что железнодорожное полотно на участке АП «Развитие» требует срочного ремонта и остановки движения.
«Согласно уставу железнодорожного транспорта РФ, возможно проведение ремонтов с предоставлением технологических окон. Такая схема не требует полной остановки движения грузов по ветке. Никаких доказательств, что участок ветки, принадлежащий порту «Развитие», должен быть полностью закрыт для движения, не было предоставлено. Мы оставляем за собой право требовать компенсации убытков, связанных с простоем предприятий», — пояснил господин Истилеев.