Тайное движение

В 2014 году исполняется 80 лет с тех пор, как банки Швейцарии стали руководствоваться в своей деятельности принципом банковской тайны. Сейчас более 80 стран придерживаются принципа банковской тайны в том или ином виде. Но, как полагает Томас Марти, партнер компании EY, это может закончиться в самом ближайшем будущем. Дефицит бюджета большинства стран ОЭСР и огромные долги привели к тому, что правительства не могут позволить ни одному доллару или евро остаться неучтенным или уйти в офшор.

Фото: предоставлено компанией Ernst & Young

— кулуары —

Сомнительные триллионы

Количество иностранного капитала в Швейцарии оценивается в сумму, эквивалентную примерно $1 трлн. Однако абсолютным лидером остается США с более чем $2,5 трлн иностранного капитала, некоторые европейские страны имеют чуть более $1 трлн (Франция, Германия, Великобритания, Бельгия), и около $0,7 трлн находится в Сингапуре. Для сравнения: иностранный капитал, размещенный в России, оценивается в $0,5 трлн, при этом считается, что значительная доля этих средств — реинвестированные российские деньги. По соотношению иностранного капитала на душу населения в тройку лидеров входят Люксембург, Швейцария и Сингапур.

Банковская тайна — особые законодательные нормы, требующие от банков и финансовых учреждений хранить конфиденциальную информацию клиентов и не разглашать ее третьим сторонам, включая правительство и налоговые органы. Банковская тайна распространяется на все виды личных и финансовых данных, включая данные о депозитах, количестве счетов и операциях. Возникновение понятия банковской тайны обычно связывают с швейцарским законом о банковской деятельности от 1934 года. Однако фактически уже в начале XVIII века Большой совет Женевы утвердил положения, которые требовали от банкиров ведения записей о клиенте, но при этом запрещали предоставлять такую информацию кому-либо, кроме клиента.

В либеральной и глобализованной экономике деньги должны свободно перемещаться между странами. Так в чем же проблема?

В апреле 2009 года лидеры стран «большой двадцатки» решили активизировать борьбу с уклонением от уплаты налогов и объявили, что «эпоха банковских тайн подошла к концу». В 2013 году лидеры стран «большой двадцатки» официально утвердили систему автоматического обмена информацией, высшее воплощение принципа прозрачности, в качестве стандарта, к которому следует стремиться. Кроме того, широкое освещение в СМИ получили некоторые налоговые разбирательства. США обвинили нескольких швейцарских банкиров в содействии уклонению от уплаты налогов и оштрафовали некоторые швейцарские банки на значительные суммы. Власти США, Франции, Германии и Великобритании «заполучили» списки своих граждан, которые не задекларировали личные денежные средства, размещенные в Швейцарии и Люксембурге. В 2013 году министр финансов Франции подал в отставку после того, как выяснилось, что он незаконно переводил средства на счета в Швейцарии.

Большая часть стран ОЭСР отчаянно пытается справиться с долгами, которые уже достигли порядка 100% годового ВВП, а кое-где даже превысили этот показатель. В итоге правительства повышают налоги, а граждане все чаще задумываются о «справедливой системе налогообложения». Уклонение от уплаты налогов стало злободневной темой в большинстве стран, поэтому политикам необходимо продемонстрировать серьезность своих намерений решить данную проблему.

Кроме того, значительных объемов достигло движение денежных средств, полученных от незаконной деятельности (торговли наркотиками и прочих преступных действий). Получить достоверные статистические данные невозможно, однако только оборот средств от торговли наркотиками оценивается, как минимум, в $0,3–1 трлн. В любом случае речь идет о довольно больших суммах, значительная часть которых проходит через мировую финансовую систему. Правительства намерены убить двух зайцев сразу: с одной стороны, ограничить незаконную деятельность, с другой — попытаться заполучить хотя бы часть этих финансовых потоков.

Для того чтобы достичь этих целей, государству необходимо знать во всех подробностях, «где деньги» и кому они принадлежат.

Можно отметить и то, что сектор финансовых услуг генерирует значительный доход, поэтому многие правительства ищут способ устранить конкурентное преимущество, которое дает банковская тайна. Таким образом, большей прозрачности требуют те страны, которые рассчитывают, что их финансовая система выиграет от отмены банковской тайны.

Всепроникающая FATCA

В настоящее время США являются единственной крупной экономикой, которая удерживает налог с доходов своих граждан (и иностранных резидентов, у которых есть вид на жительство) вне зависимости от места их проживания и страны происхождения дохода. Около 6 млн граждан США проживают за рубежом, и около 13 млн иностранных граждан (с потенциальным доходом в других странах) имеют вид на жительство и платят налоги США по сложной системе, которая учитывает налоги, уплаченные в других странах, и сумму, которая была бы уплачена в США.

При этом налоговые органы США отнюдь не уверены в том, что каждый налогоплательщик дает всю необходимую им информацию. Вдобавок граждане и резиденты, проживающие в США, не всегда декларируют имущество и доходы за рубежом. Поэтому в 2010 году и был принят закон «О налогообложении иностранных счетов» (FATCA), который вступит в силу в этом году. Суть FATCA заключается в том, что банки и финансовые организации тех стран, которые заключили межправительственное соглашение с США, должны предоставлять информацию об американских клиентах в соответствующие органы США, в противном случае к ним будут применены санкции. Крупнейшие экономики зоны евро уже подписали соглашения, и, как ни странно, их примеру последовала Швейцария. Россия пока ведет переговоры, но ожидается, что соглашение будет подписано в ближайшее время.

Таким образом, всем финансовым организациям необходимо внести изменения в процедуры, обеспечивающие выявление налоговых резидентов США (включая лиц с двойным гражданством), и предоставлять информацию о них в налоговые органы США. Некоторые банки, которые не согласились брать на себя расходы и риски, связанные с такими процедурами, решили не обслуживать клиентов из США и попросили имеющихся клиентов из США закрыть свои счета.

Тем не менее, если FATCA окажется эффективным, нет сомнений в том, что другие страны последуют примеру США. Крупные экономики ЕС с интересом наблюдают за развитием событий, а некоторые уже начали работу над аналогичными законопроектами.

Впрочем, не так все очевидно. FATCA и другие законы такого рода подразумевают дополнительные расходы и риски для банков, которые, в свою очередь, перекладывают их на плечи своих клиентов. Клиентам также придется предоставлять дополнительную информацию и документацию при взаимодействии с банком.

Пока не ясно, сколько налоговых поступлений могут получить США и другие крупные экономики, если и когда они получат подробную информацию об активах и доходах своих налогоплательщиков за рубежом. Самой оптимистичной оценкой в случае FATCA является $1 млрд в год. Для сравнения: $100 млрд уходят в офшоры и более $300 млрд налогов казна США недополучает в год (в Германии, Италии, Франции и России уклонение от уплаты налогов оценивается в сумму около $200 млрд в год, однако оперировать этими показателями необходимо с осторожностью). Однако Великобритания, чьи налоговые органы ожидали получить $5 млрд после заключения соглашения со Швейцарией в конце 2011 года, пока получила менее $1 млрд. Поэтому не стоит безоговорочно принимать на веру оптимистические прогнозы в этом отношении.

В то же время общая стоимость расходов всех зарубежных банков в связи с необходимостью соответствовать требованиям FATCA, вероятнее всего, превысит $1 млрд в год. Кроме того, число людей, отказавшихся от гражданства США, увеличилось за три года в шесть раз. Правда, это всего 3 тыс. случаев, так что для США это не является серьезной проблемой.

Да и не все страны соглашаются отказаться следовать принципу банковской тайны в общем и принять FATCA в частности. Поэтому высока вероятность того, что, например, Швейцария или Люксембург столкнутся с оттоком средств из своих банков, когда клиенты, которым по той или иной причине необходима конфиденциальность, переместят свои активы в более спокойные места, многие из которых располагаются на экзотических островах. Кроме того, крупные экономики вроде Бразилии, Индии или Китая все еще тщательно обдумывают все варианты, и они не одиноки в своих сомнениях. Все это дает основания полагать, что слухи о смерти банковской тайны преувеличены.

Вся лента