"Глава МИД Израиля приложил немало усилий, чтобы забастовка закончилась"
Дипломаты Израиля добились повышения зарплат и прекратили забастовку. Ситуацию вокруг израильских дипмиссий с ведущими Олегом Богдановым и Оксаной Барыкиной обсудил корреспондент "Девятого канала" израильского телевидения Борис Штерн.
23 марта в качестве протеста остановили работу все дипмиссии страны, включая посольства, консульства и представительства при международных организациях. Дипломаты требовали улучшения условий оплаты труда.
О.Б.: Расскажите, что не устраивало работников внешнеполитического ведомства Израиля, чем они так были недовольны, неужели им так мало платили?
Б.Ш.: Платили действительно немного. Конфликт этот длился практически целый год. То объявлялись какие-то санкции, то дипломаты выходили нормально работать.
То есть это, на самом деле, не первая забастовка. Но в конечном итоге все это закончилось тотальной забастовкой. 103 дипломатических миссии не осуществляли никакой деятельности. Все это закончилось, конечно же, большим скандалом.
Не устраивало положение молодых специалистов, молодых дипломатов, которые получают достаточно небольшие зарплаты по израильским меркам, не устраивали определенные социальные условия. В общем, там много чего их не устраивало, действительно был достаточно большой список. Вчера рано утром в Кнессете началось заседание специальной комиссии, закрытое для прессы, которым руководил бывший спикер Кнессета Реувен Ривлин, и вчера вечером очень поздно появилось сообщение о том, что забастовка закончена.
О.Б.: Конкретно неизвестно, на что согласились в Кнессете, на какие требования, и на какие не согласились, или решили выполнить все условия дипломатов?
Б.Ш.: На самом деле, это очень интересный вопрос, поскольку в прессе опубликовано четыре пункта, о которых договорились. Причем, эти четыре пункта называются неким рамочным принципиальным соглашением, которое, собственно, и было подписано. А далее идет такая сноска: в течение ближайших 30 дней должно быть подписано новое коллективное соглашение. В пунктах не говорится ни о какой конкретике.
Пункт №1 — это руководство МИДа получает больше самостоятельности в процессе определения кадровой политики, то есть сократится немного срок для молодых дипломатов и вообще для дипломатов для того, чтобы можно было получать новую должность. Социальные условия выхода на пенсию будут учитывать особенности службы за границей — это еще один пункт.
Введение, внедрение механизма назначения зарплат и предоставление социальных условий в зависимости от страны, плюс существенный такой момент, как социальные условия для супругов дипломатов, находящихся за границей. То есть, на сколько повысят дипломатам зарплату, на самом деле, непонятно. Но сегодня утром все представительства, которые были закрыты вчера и на прошлой неделе, открываются, то есть туда можно идти, задавать вопросы, и, в общем-то, получать ответы. Худа без добра не бывает.
О.Б.: Борис, ведь это уже не первая забастовка дипломатов Израиля. Как раньше такие вопросы решались? Шли власти на контакт, выполняли условия или были непреклонны?
Б.Ш.: Это действительно не первая забастовка, но первая тотальная. То есть до такой степени, когда двери дипломатических миссий закрыты, и там висит табличка "У нас забастовка". Кстати, здание Министерства иностранных дел в Иерусалиме просто было украшено такими здоровенными черными баннерами, выглядело очень траурно. Вот такая тотальная забастовка действительно получилась впервые. До этого могли, например, когда приезжали какие-то политики иностранных государств в Израиль, не выйти на работу, но вот именно такого тотального выключения вообще из общественной жизни не было ни разу. По этому поводу на прошлой неделе состоялась пресс-конференция министра иностранных дел. Он был ужасно разгневан на своих коллег, своих подчиненных. При этом он, кстати, сказал, что зарплату, конечно, стоит повысить, но не всем. Приводил достаточно серьезные и неприятные случаи, которые произошли во время этих забастовочных санкций, и, похоже, он приложил немало усилий для того, чтобы эта забастовка все-таки закончилась.