"Действующие страховщики всех уже достали"
Экс-глава "Ингосстраха" Александр Григорьев о кризисе в страховании
На следующей неделе сменится руководство "Ингосстраха" — компанию возглавит Михаил Волков. Покидающий пост гендиректора "Ингосстраха" АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВ рассказал "Ъ" о последствиях кадровых перестановок, деталях конфликта акционеров компании, ее олимпийских проектах, а также причинах и последствиях кризиса российского страхования.
— Как идет смена гендиректора "Ингосстраха"?
— 2 апреля состоялось заседание совета директоров, на котором новым гендиректором был избран Михаил Юрьевич Волков. Процесс передачи дел у нас завершится 7 апреля. Мы полгода планово занимались этой работой. Михаил Юрьевич был назначен на должность первого заместителя гендиректора 21 октября 2013 года. А до этого шесть лет курировал нас от мажоритарного акционера. Так что компанию он знает хорошо.
— С легким сердцем оставляете "Ингосстрах"?
— С легким сердцем не уходят после девяти с лишним лет работы в компании. Кроме того, страховой рынок находится в глубочайшем кризисе. Причем кризис и ментальный, и идеологический, и фискальный. Государство и общество как не понимали сути страхования девять лет назад, так и не понимают сейчас и не видят его стратегических возможностей. Общественные организации, правительство, Минфин, администрация президента воспринимают страхование почти как собес или социальный институт. Отсюда все проблемы.
Кроме того, сами страховщики очень медленно переходят от стадии 1990-х и начала 2000-х, когда многие из них руководствовались принципами "обмануть, набрать премии и не заплатить", к своей основной функции — платить по страховым случаям. Отсюда вытекает нынешний кризис моторного страхования, который во многом создан рукотворно — страховщиками, потребителями, обществом. Ну и конечно, государство в лице судов и Минфина сделало все, чтобы "включить зеленый свет" жуликам и мошенникам.
Мне рассказали одну из версий "теории заговора". Выглядит она примерно так: действующие страховщики всех уже достали. Свои прибыли они уже получили. Дальше чем хуже им будет — тем лучше. Ситуация, при которой они терпят все больше убытков, не страшна. Кто выживет — тот выживет. Но большинство не выживет, и "поляна" очистится. Вот тогда придут "новые", "хорошие", "честные".
— Кто, например?
— Например, "ВТБ Страхование", "Сбербанк Страхование", СОГАЗ, то есть те, у кого нет большого розничного портфеля сейчас. Именно поэтому по непонятным причинам не решаются и затягиваются сроки принятия решений, казалось бы, простых и очевидных вопросов. Так думают сторонники "теории заговора".
— И вы среди них?
— К сожалению, эта версия объясняет некоторые вопросы, на которые у меня нет других ответов.
— А "Ингосстрах" сейчас в каком состоянии?
— "Ингосстрах" гораздо более устойчив по сравнению с той компанией, которую я принимал. В целом на стоимость влияют три показателя: стабильная маржа, стабильный капитал, стабильные резервы. Собственный капитал российских компаний группы ИНГО стабилен даже за 2013 год — и составляет 24,1 млрд руб. Страховые резервы увеличились за 2013 год на 8,8 млрд руб., итого — 72,3 млрд руб. Маржа за год, естественно, у нас отрицательная из-за моторного страхования.
С точки зрения устойчивости важно понимать, что страховая компания важна не прибылью, а резервами. И правильным соотношением между резервами и размером страховой ответственности. "Ингосстрах" из первой десятки страховщиков по сборам имеет максимальное соотношение резервов и объема портфеля. Этих резервов более чем достаточно. Поэтому "Ингосстрах" будет спокойно жить и развиваться дальше. Если говорить о здравой рыночной оценке, то компания в настоящее время стоит ненамного меньше, чем ее максимальная оценка.
— Насколько?
— В моем понимании стоимость компании — $2,5-3 млрд.
— Сколько моторного страхования у "Ингосстраха" в портфеле?
— В 2012 году премии по автокаско и ОСАГО составляли 65,5% прямых сборов "Ингосстраха", в 2013 году — 64,5%. В прошлом году "Ингосстрах" стал снижать долю моторного страхования в своем портфеле. На 31 марта текущего года она составила 40%. Сегмент в глубоком кризисе.
В 2011 году было принято решение сделать из "Ингосстраха" первую компанию страны по моторному страхованию. Компания наращивала в 2012 году объемы ОСАГО и каско, понимая, что возможности информационных систем и андеррайтинга позволяют ей качественно работать с клиентами, причем по оптимальным тарифам, а также выплачивать и возмещать убытки справедливо. "Ингосстрах" платил и платит по ОСАГО в рамках действующего законодательства больше, чем любые другие компании. Это подтверждается размером средней выплаты по ОСАГО, которая десять лет является максимальной среди всех страховых компаний, работающих в сегменте ОСАГО.
Но в четвертом квартале 2012 года государство полностью изменило свое отношение к развитию ОСАГО. В декабре на совещании в правительстве прозвучало, что тарифы по ОСАГО повышаться не будут. Та же точка зрения была высказана и в администрации президента. А РСА (Российский союз автостраховщиков.— "Ъ") до этого согласовал с правительством все поправки по повышению. Наши доводы в декабре 2012 года и январе 2013 года никто слушать не захотел. Хотя мы честно предупредили: это вызовет кризис ОСАГО. Нас даже обвинили в шантаже правительства. Уже 2 февраля 2013 года "Ингосстрах" пошел по пути сокращения объемов продаж ОСАГО.
И кризису моторного страхования в стране уже два года. Рынок ждут не лучшие времена, если учитывать накопленные проблемы с отрицательной маржой и ликвидностью у страховщиков. Причем еще не учтен фактор Крыма. По моим прогнозам, рост сборов в 2014 году на страховом рынке составит 2-3% максимум. Но при инфляции в 6% это означает отрицательный рост.
— Из-за снижения доли ОСАГО только у "Ингосстраха" среди топ-5 страховщиков произошло падение сборов в 1 млрд руб. по итогам 2013 года (с 67,8 млрд руб. до 66,6 млрд руб., по данным ЦБ)?
— Да. Если вы посмотрите, портфель корпоративных клиентов не уменьшился, снизились объемы по рознице. А розница — это прежде всего ОСАГО и каско. "Ингосстрах" решил, что единственным правильным действием профессиональных страховщиков станет сокращение доли ОСАГО в портфеле. Еще по данным первого и второго кварталов 2013 года никто из страховщиков не понял, что надо делать. По данным на 1 июля 2013 года, только у "Ингосстраха" и "Росгосстраха" было сокращение доли ОСАГО. А по итогам 2013 года ситуация драматично меняется — крупные страховщики уходят из ОСАГО.
У компаний сейчас две ключевые проблемы. Первая — многие из них работают "с колес". И если они прекращают продажу полисов, им нечем расплачиваться по убыткам. Ярчайший пример — компания "Россия" (ЦБ отозвал лицензию старейшего страховщика "Россия" осенью 2013 года.— "Ъ"). И многие страховщики из первой двадцатки по сборам не могут остановиться в продажах, потому что у них нет резервов, они без продаж проседают. Некоторые, как компания "Цюрих", принимают решения за счет акционеров погасить убытки и продать бизнес в России. Другие, как "Гута Страхование",— прекратить продажи, то есть перейти в режим run off.
Вторая проблема — отсутствие у многих страховых компаний системы, которая позволяет оперативно проводить мониторинг портфеля и видеть последствия принимаемых управленческих решений. Между принятием решения и его ощутимыми последствиями обычно проходит время. А ведь страхование очень инерционно. Например, даже в "Ингосстрахе" 2 февраля было принято решение достаточно жестко уменьшить долю на рынке ОСАГО, а результат стал очевиден только после 1 июля.
— То есть у вас остались только непроблемные клиенты?
— Речь идет о структуре портфеля. За 2013 год у нас выросла средняя премия по ОСАГО на 625 руб. по сравнению с 2012 годом и стабилизировался убыток, средняя выплата — 32 094 руб.— практически не выросла. Это означает, что мы по ОСАГО уже в четвертом квартале 2013 года получили положительную маржу. При этом, как и в предыдущие годы, именно у "Ингосстраха" максимальная средняя выплата по ОСАГО среди всех страховых компаний.
— А как вы сокращаете долю ОСАГО? Прямо отказываться от продаж населению ОСАГО нельзя. Вот, например, на Камчатке — в самом убыточном, по оценке ЦБ, регионе — у "Ингосстраха" есть офисы?
— Есть. Но обратите внимание: мы никому не отказываем и не навязываем дополнительные услуги к ОСАГО. Сейчас у нас открыты офисы продаж ОСАГО в каждом регионе в соответствии с законом. При этом офис урегулирования убытков у "Ингосстраха" обычно расположен в центре города, чтобы людям было удобно. Первым делом мы резко снизили комиссии агентам за продажу полисов ОСАГО. И это нам практически остановило продажи в регионах. Кроме того, наши эксперты тщательно проверяют правильность применения коэффициента "бонус-малус" к каждому водителю, которого предполагается вписать в полис. Это делается через единую базу РСА. Мы делаем упор на тщательную проверку автомобиля, клиента, его истории.
— А в московском офисе продажи не сокращались?
— В Москве и Петербурге проблем с продажами ОСАГО пока нет. Дело в том, что рынок урегулирования и, если хотите, суды в Москве и Питере более цивилизованные. Методики расчета стоимости ремонта в столичных городах отработаны. И самое главное — автоюристам, которые выступают против страховщиков, в столицах не дали развернуться. Но этот риск, если ЦБ не будет ничего предпринимать, также сохраняется.
К примеру, в Москве к страховщику приходит автовладелец по случаю смятого бампера. Средняя цена, которую ему рассчитают в "Ингосстрахе" по ОСАГО,— 30 тыс. руб. За эти деньги можно отремонтировать бампер, и клиент уходит "урегулированным", то есть с отремонтированным бампером. Но если это не Москва, к автовладельцу подходит так называемый автоюрист со словами: "Погоди, какие 30 тыс. руб.? Меньше чем за 90 тыс. руб. не соглашайся. А если хочешь, давай я тебе 30 тыс. руб. сейчас отдам, а сам пойду с твоим страховым случаем в суд". А в суде у такого автоюриста все схвачено.
И суд Воронежа или Ульяновска за этот бампер, который, по любому честному расчету стоит 30 тыс. руб., присудит 90 тыс. руб. В Петропавловске у нас количество судов по ОСАГО за четвертый квартал 2013 года составило (вдумайтесь в цифру!) 70% от выданных полисов. Это означает, что каждые два из трех автовладельцев врезались в Петропавловске-Камчатском, и выплата "Ингосстраха" их не удовлетворяла, и они "вынуждены" идти в суды. Там юридический беспредел. Служба безопасности "Ингосстраха" выявила три местные юридические компании, которые зарабатывают вместе с судьями. Или вот еще пример: судья в Краснодарском крае за день вынес 100 решений, все по ОСАГО. Все против страховщиков. На каждое решение он потратил две минуты, "глубоко" изучив дело.
— Учитывая ситуацию с судами и кризисом ОСАГО, прибыль акционеру продолжаете приносить?
— "Ингосстрах" — универсальная страховая компания, и у нас клиенты покупают не только ОСАГО. По 2013 году прибыль по РСБУ будет небольшой — около 500 млн руб. По МСФО с учетом необходимых созданных дополнительных резервов "Ингосстрах" покажет убыток.
— А почему вы не стали развивать сегмент страхования жизни? Ряд банковских страховщиков в прошлом году показали колоссальный рост сборов.
— Это не страхование. Отчитываясь перед ЦБ по форме и представляя этот вид как страхование жизни, страховщики на 90% включают в отчеты страхование рисков заемщика по требованию банков. При этом комиссия банкам доходит до 85-90% от сборов. "Ингосстрах" такое не устраивает, так как это прежде всего обман клиентов, ведь выплат почти нет.
При этом тариф в семь-десять раз выше реального при выплатах меньше 1%. Где вы тут страхование увидели?! Реальное накопительное и пенсионное страхование жизни в России — $400-500 млн, все остальное — это квазибанковские схемы.
— А страхование олимпийских рисков в Сочи было верным решением для "Ингосстраха"? Затраты большими были?
— Потратили около $50 млн — это спонсорский взнос, содержание наших структур, в частности инженерного центра, который проводил мониторинг олимпийских строек, содержание экспертов и урегулировщиков. Инженерный центр работал три года, и в его штате было 40 человек. Мало кто знает, откуда брались данные для отчетов первым лицам о том, что какие-то объекты недостроены или плохо строятся. А это делал "Ингосстрах".
— Сколько страховых премий вы получили за олимпийские риски?
— Гражданская ответственность Оргкомитета "Сочи 2014" и риск отмены Игр были застрахованы "Ингосстрахом" с лимитами $250 млн и $150 млн соответственно. Страховая премия по этим договорам составила несколько миллионов долларов США. Но поскольку риски были перестрахованы на международном рынке, нетто-премия "Ингосстраха" составила несколько сотен тысяч долларов. Совокупный лимит ответственности по строймонтажным рискам составил примерно $3 млрд. Наши сборы по этому виду — несколько миллионов долларов США.
— А выплаты были? Сколько?
— Самыми крупными для нас были выплаты по страхованию строительно-монтажных рисков, их общий объем превысил 300 млн руб., в частности, в связи с повреждением в результате шторма береговой инфраструктуры грузового порта Сочи в устье реки Мзымта, подтоплением основной Олимпийской деревни. Остальные убытки еще подсчитываются, поэтому не готов сказать точную цифру. По количеству убытков могу назвать: по автострахованию получено более 1,4 тыс. заявлений, по страхованию медицинских расходов олимпийской и паралимпийской семьи и волонтеров — более 1,5 тыс. заявлений. Можно сказать, что размер выплат по этим видам составит несколько десятков миллионов рублей. В целом финансовый результат по олимпийскому проекту минусовой.
— На ваше пребывание на посту главы компании пришелся наиболее громкий корпоративный конфликт на страховом рынке — противостояние основного акционера и чешских миноритариев. Это как-то отразилось на бизнесе "Ингосстраха"?
— В целом не отразилось вообще. И в этом выражается сила "Ингосстраха". Одно время чехи меня упрекали, что я совершенно безосновательно занял позицию основного собственника — Олега Дерипаски. Я ее занял по той причине, что объективно эта позиция долгосрочного инвестора совпадала с моими взглядами: "Ингосстрах" должен оставаться в российской юрисдикции и быть лидирующей российской компанией, и акционеры с краткосрочными спекулятивными целями не подходят для компании. Люди, которые пришли с главной задачей — выторговать у мажоритарного акционера больше денег,— не могли вызвать у меня одобрения.
Но обратите внимание, сейчас, когда в капитал "Ингосстраха" вошла международная группа Generali, и совет директоров работает в обычном режиме, без шумихи и скандалов. Решения принимаются единогласно, потому что они направлены на развитие компании. Generali, кстати, начали возвращать клиентов, которых чехи увели в "ППФ Страхование".
— Много клиентов увели?
— Целый ряд — по страхованию жизни, по несчастному случаю, по ДМС. Общая сумма премий по этим клиентам была примерно 400 млн руб. При этом миноритарные акционеры за все время пребывания в "Ингосстрахе" не привели ни одного клиента!
— По-вашему, такого крупного инвестора, как Generali, устроит миноритарный пакет в страховщике на таком перспективном рынке, как Россия?
— У Generali по всему миру очень много миноритарных пакетов. Единственное, в чем я уверен,— в отличие от чехов это долгосрочный и добросовестный инвестор. Generali будут принимать осознанное и, что важно, добросовестное решение по "Ингосстраху".
— Вам предлагали продлить контракт главы "Ингосстраха?"
— Да, но у меня заканчивается третий по счету контракт, и о своем желании уйти я оповестил акционера давно.
— Ваши дальнейшие интересы связаны со страхованием?
— Нет. Ухожу, так сказать, на пенсию.
— Не рано?
— Нет. Пенсия — это значит заниматься тем, чем хочешь, и не ездить на работу по пробкам. А посвятить себя семье, детям, спорту, музыке.