«Башавтотранс» поддал СОГАЗу

С выбором страховщика для перевозчика не согласились в СК «Альянс»

Уфимские страховщики попросили региональное управление Федеральной антимонопольной службы проверить выбор страховой компании для государственного перевозчика — «Башавтотранса» на этот год. По итогам запроса предложений «Башавтотранс» отобрал страховщиком «Согаз», чтобы заключить контракт в 62,9 млн рублей. Выбором остался недоволен прежний партнер перевозчика — страховая компания «Альянс». В ней считают, что заказчик незаконно объединил в один лот разные виды страхования, в частности, добровольное и обязательное страхование гражданской ответственности. Участники рынка разошлись в оценках перспектив разбирательства для «Альянса». Некоторые считают закупку действительно спорной. Другие полагают, что в противном случае контракт «Башавтотранса» вообще не заинтересовал бы страховщиков.

Страховая компания «Альянс» оспорила в региональном УФАС условия выбора «Башавтотрансом» страховщика на этот год. В «Альянсе» считают, что государственный перевозчик нарушил при этом «принципы равноправия» и «установил необоснованное ограничение конкуренции» для страховых компаний, объединив в один лот разные виды страхования. Как следует из жалобы СК «Альянс», размещенной на официальном сайте УФАС, она не согласна также с системой распределения баллов для участников. Так, максимальный балл — 75% — «Башавтотранс» начислял за условия предоставления услуг добровольного страхования автогражданской ответственности (ДСАГО). Значимость всех оставшихся четырех критериев варьировалась от 5 до 10%. Между тем, отмечено в жалобе «Альянса», ДСАГО «является самостоятельным видом страхования и может лишь дополнять обязательное страхование в части увеличения лимита», и «прямая зависимость» от этого вида услуг при определении победителя необоснованна. Компания просит признать «Башавтотранс» нарушившим законы «О закупках товаров, работ и услуг…» и «О защите конкуренции», обязать заказчика разделить закупку на разные лоты по видам страхования и оценить заявки участников отдельно.

В «Башавтотрансе» сообщили „Ъ“, что выбрали страховщика в минувшую среду. Им стала страховая компания «Согаз». Вторым допущенным к торгам участником являлся «Росгосстрах», но он набрал меньше баллов: 16 против 46 у «Согаза», говорится в протоколах запроса предложений. С победителем должен быть заключен контракт стоимостью 62,9 млн руб. на четыре вида страхования ответственности «Башавтотранса» за причинение вреда. В единый лот входили помимо ОСАГО и ДСАГО также страхование ответственности владельца опасных производственных объектов и ответственности перевозчика (ОСГОП) за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров. Контракт предусматривает страхование ответственности «Башавтотранса» перед 4,78 млн пассажиров, выплаты которым в зависимости от страхового случая могут составить от 23 тыс. руб. до 2 млн руб. В договор ОСАГО и ДСАГО включен автопарк перевозчика в количестве 2,6 тыс. единиц.

• В рейтинге Агентства страховых новостей по итогам 2013 года пятерку лидеров Башкирии на рынке страхования ОСАГО составляли «Росгосстрах» с долей 53% (сборы составили 1,67 млрд руб.), «Макс» (208,36 млн руб., доля на этом рынке 6,58%), «Уралсиб» (191,28 млн, 6,04%), ВСК (170,79 млн, 5,39%) и СК «МСК» (127,65 млн, 4%). «Согаз» занимал шестую позицию с сборами 107,45 млн руб. и долей 3,39%. «Альянс» — 17 место (121,34 млн руб., или меньше 1%).

В УФАСе пояснили, что до рассмотрения жалобы по существу (назначено на этот понедельник) «Башавтотранс» не может подписать контракт со страховщиком.

Представитель «Альянса» Ольга Никитина комментировать начавшееся разбирательство в УФАС отказалась, сославшись на занятость.

В уфимском офисе «Согаза» предположили, что обращение «Альянса» в УФАС связано с тем, что в прошлом году компания являлась страховщиком «Башавтотранса» по некоторым видам страхования.

По оценке Антона Синикова из страхового общества «Россия», уфимским страховщикам контракт «Башавтотранса» был интересен в том числе потому, что «для некоторых филиалов, в том числе для „Альянса“, это половина годовых сборов». Шансы оспорить итоги закупки есть, полагает господин Сиников, так как «отдельные виды страхования, согласно антимонопольному закону, должны выставляться отдельно».

В то же время директор уфимского филиала «Росгосстраха» Юрий Шпизель заметил, что в объединении разных видов страхования в один лот была определенная логика. «Обязательное страхование пассажиров — относительно новый вид страхования. ОСАГО в Башкирии по нынешним тарифам — это убыточный бизнес. Разделение видов страхования по лотам завершилось бы тем, что по отдельным позициям „Башавтотранс“ вообще не нашел бы себе страховщика»,— заключил собеседник.

Наталья Павлова

Вся лента