Обман зрения
Татьяна Маркина о выставке «НИИ ОП!» в Галерее на Солянке
Оптика и психология зрительного восприятия с одной стороны и ярмарочные трюки с обманом зрения — с другой. Импрессионизм, лучизм и орфизм конца XIX — начала ХХ века — и оп-арт и стерео-, видео- и 3D-приемы второй половины XX — начала XXI века. Все эти разнообразнейшие дисциплины, эпохи, стили, методы и приемы представлены (или хотя бы упомянуты) на выставке с подзаголовком "Наука. Искусство. Иллюзии" в Галерее на Солянке, которая продлится до 12 мая. Предметный ряд достоин восторгов. Здесь есть серьезные приборы: первые фотоаппараты, кинопроекторы и синематографы, стереоскопы, солнечный микроскоп и механический телевизор, в общем, все достижения науки и техники рубежа XIX-XX веков, позволявшие хранить и воспроизводить визуальные образы. А есть приборы совсем несерьезные, хотя использующие те же принципы: оптические игрушки, ярмарочные и домашние аттракционы вроде коробок с телескопическими видами и анимационных волчков. Weekend выбрал 5 экспонатов выставки
Театр теней
Первые театры теней появились в Китае и Индии в начале первого тысячелетия нашей эры. Фигурки изготавливали из тонкой кожи и прижимали к полупрозрачному экрану бамбуковыми палочками. Во Францию театр теней попал в XVIII веке через французского миссионера, который привез его из Китая, и мгновенно стал популярен в Германии и Франции. Фигурки и экран были из бумаги, а в ХХ веке — из целлулоида.
Франция, 1936 год. Частная коллекция
Кинопроектор 1912 года
Смахивающий на ручную швейную машинку агрегат произведен знаменитой компанией братьев Пате, которые уже в начале ХХ века начали делать профессиональные и любительские кинопроекторы и фильмы к ним (особенно известны были новостные выпуски). Серия кинопроекционных аппаратов COQ была очень удачной и производилась с усовершенствованиями в течение десятилетий. Этот древний аппарат еще немой, следующим шагом стала попытка его синхронизации с граммофоном (которые тоже производились фирмой братьев Пате).
Франция, Париж, 1912 год. Из коллекции Политехнического музея
Праксиноскоп-театр
Праксиноскоп был запатентован французом Эмилем Рейно в 1877 году и предварял технологию кинематографа и мультипликации. Действие аппарата основано на эффекте непрерывности зрительного восприятия. Прибор состоит из открытого цилиндра, на внутренней стороне которого нанесена серия рисунков. В центре цилиндра — зеркальная призма, число сторон которой соответствует числу рисунков, так что каждое изображение отражается в соответствующей грани призмы и при вращении цилиндра возникает анимационный эффект плавного движения. Обычно цилиндр устанавливался в специальную коробку с подобием театральных кулис, так что все вместе называли "оптический театр".
Англия, 1880-е годы. Частная коллекция
"Портрет художника Константина Худякова" Андрея Топунова
Портрет, полученный из фотографии низкого разрешения, представляет эффект превращения грубого растра в нежное полутоновое изображение за счет наложения матового полупрозрачного стекла.
Свет, печать, лазерная резка, матовое стекло, 2013 год
Портрет-коллаж Максимы Ксуты
Коллаж "День за днем. Архаика" создан из открыток с репродукциями произведений искусства и при рассмотрении с достаточной дистанции складывается в портрет. Тот же прием использовали когда-то постимпрессионисты-пуантилисты.
2010 год. Предоставлено галереей "Триумф"