Казань не хочет делиться
Чиновники и депутаты обсудили предстоящую реформу МСУ
Власти Казани выступили против нового законопроекта по реформе местного самоуправления (МСУ), который сейчас рассматривается в Госдуме,— он предполагает деление городских округов на внутригородские районы. Вчера на круглом столе в Госсовете Татарстана вице-мэр Казани Людмила Андреева назвала это возвратом к старой системе, что может повлечь рост чиновничьего аппарата в 1,5 раза и увеличение расходов на содержание местной власти на 400 млн руб. По поводу отмены прямых выборов мэров и глав районов на круглом столе вопросов не возникло, так они в Татарстане давно не проводятся.
Вчера на круглом столе в Госсовете Татарстана обсудили поправки к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предложенных депутатами Госдумы. Согласно проекту, главы городских округов, имеющих районное деление, внутригородских районов и муниципальных районов будут назначаться из состава депутатов и возглавлять местные парламенты, а за хозяйство будут отвечать сити-менеджеры. Парламенты городских округов будут формироваться из депутатов, делегированных районами. Такой же принцип формирования парламентов предполагается закрепить в муниципальных районах, а количество полномочий сельских поселений сократить с 34 до 13.
Большинство нововведений законопроекта у участников круглого стола вопросов не вызвали. Как сообщил председатель совета муниципальных образований республики Минсагит Шакиров, более половины из них в Татарстане «уже введены». Он напомнил, что в республике «уже несколько лет и небезуспешно» отсутствуют прямые выборы глав районов и мэров городов — они избираются из числа депутатов. Кроме того, по его словам, основной части своих полномочий «де факто» лишены и сельские поселения — они, согласно специальным соглашениям, переданы на районный уровень, так как поселения «не могут их выполнять не только финансово, но и по кадрам». Вместе с тем он усомнился, что «мы выиграем», если Казань — «единый народно-хозяйственный комплекс» — будет разделена на семь внутригородских районов (сейчас они существуют как административно-территориальные единицы).
Опасения господина Шакирова разделил начальник правого управления Госсовета Андрей Ощепков. Он указал на то, что законопроект не решает финансовые вопросы деления на внутригородские районы, в связи с чем, по его мнению, «структурные преобразования... приведут к ухудшению ситуации». По словам министра юстиции Татарстана Ларисы Глуховой, «может осложниться» структура финансово-бюджетных отношений города. При этом, считает господин Ощепков, формирование новых муниципальных образований по 150-200 тыс. человек (столько в среднем проживают в одном районе Казани) «принципиально не решит проблему доступности местной власти».
Против создания внутригородских муниципалитетов выступила и вице-мэр Казани (в других городах Татарстана административных районов нет) Людмила Андреева, посчитав, что подобные преобразования нужны лишь «некоторым городским округам, где не сложилось МСУ». «Система двухуровневая у нас была при советской власти… Но пришла рыночная экономика и эта система себя не оправдала… Республика выбрала единственно правильный путь — это объединение народных советов в единый городской совет»,— заявила она. Возврат к старой системе, по ее словам, приведет к повышению численности чиновничьего аппарата в 1,5 раза и увеличению расходов на содержание власти на 400 млн руб. При этом госпожа Андреева не исключает, что между новыми муниципалитетами «будут разногласия» и они не смогут «четко, правильно, коротко идти в нужном направлении». Она предположила, что многие города, может, и «действительно утрачивают связь с населением», но Казани это не касается: «Депутаты, мэр все перед населением отчитываются». «У нас в Казани уникальная форма МСУ,— поддержал госпожу Андрееву депутат Госсовета Николай Рыбушкин.— Провели же Универсиаду. Власть и так доступна».
А председатель парламентского комитета по законности и правопорядку Шакир Ягудин и вовсе заявил, что «РФ не должна заниматься вопросами МСУ» — лишь формировать общие принципы системы управления «и то совместно с субъектами». «Нет никаких гарантий, что через несколько лет нам не придется опять пересматривать (систему МСУ.—„Ъ“)», — подчеркнул он, посчитав, что федеральный центр «перебарщивает» и занимается «не свойственной ему функцией», когда устанавливает «единственный порядок». Такая «тенденция», по словам господина Ягудина, «не конституционна» и противоречит Европейской хартии МСУ: «Земли Германии, кантоны Швейцарии, штаты США — вот кто занимается (в других федерациях.—„Ъ“) правовыми вопросами МСУ».
Единственный, кто поддержал деление Казани на новые муниципалитеты, был глава фракции КПРФ Хафиз Миргалимов. Он заявил, что исполком Казани «не может выполнять функции управления огромным мегаполисом». «Вы думаете, ваши чиновники справляются со своей функцией? Ничего подобного»,— сказал он, обращаясь к госпоже Андреевой. По его мнению, жители Казани не знают своих депутатов, а потому делегирование полномочий районам решило бы многие проблемы.
По окончании круглого стола его модератор, глава комитета Госсовета по госстроительству и МСУ Валентина Липужина сообщила, что обсуждение законопроекта будет продолжено. Однако в беседе с „Ъ“ она пояснила, что никаких рекомендаций по итогам мероприятия в Госдуму направляться не будет. Отзывы регионов в думе ждут до 11 апреля, в то время как ближайшая сессия Госсовета состоится гораздо позже.