Астраханский аэропорт нагрузят терминалом
ООО «Новапорт» объявило о строительстве первой очереди международного грузового терминала
2 апреля авиаперевозчик Turkish Airlines официально открыл движение по направлению «Астрахань — Стамбул». Гендиректор ООО «Новапорт», собственника аэропорта «Астрахань», Сергей Рудаков на церемонии открытия рейса сообщил, что выход на трансфертные терминалы Стамбула позволит уже в ближайшее время увеличить воздушный грузопоток через Астрахань почти вдвое. В ближайший год компания планирует ввести в строй первую очередь международного грузового терминала стоимостью 200 млн рублей.
Астрахань стала девятым по счету городом России, куда совершают рейсы самолеты Turkish Airlines (TA), сообщил на пресс-конференции в здании аэропорта «Астрахань» региональный директор по маркетингу и развитию TA в РФ Мефаил Дерибаш. На первоначальном этапе рейс «Астрахань — Стамбул» будет летать четыре раза в неделю. Представители авиаперевозчика выразили уверенность, что сумеют быстро перейти к ежедневной схеме.
Присутствовавший на церемонии открытия рейса Сергей Рудаков — генеральный директор ООО «Новапорт» (владеет 94 % акций аэропорта «Астрахань». — „Ъ“) — сообщил, что приход нового авиаперевозчика открывает для региона совершенно новый уровень возможностей по развитию международных грузоперевозок.
Аэропортовая сеть «Новапорт» на паритетных началах принадлежит группе компаний AEON Corporation и инвестиционному холдингу Meridian Capital. В настоящее время в сеть «Новапорт» входят аэропорты Новосибирска, Барнаула, Томска, Читы, Астрахани, Челябинска, Волгограда. По итогам 2012 года суммарный пассажиропоток аэропортов сети составил более 6,2 млн пасс., а грузопоток — около 44 тыс. тонн.
Turkish Airlines (THY) — флагманский перевозчик Турции. Главный хаб компании — Международный аэропорт Ататюрка (Стамбул). По итогам 2012 года флот компании насчитывал 202 борта, которые совершали рейсы в 182 города в 96 странах; суммарный пассажиропоток компании — 39,04 млн чел.
«У нас в других аэропортах были случаи, когда европейские перевозчики сворачивали активность после прихода «TA», так как стоимость и качество трансферта через Стамбул оказывались предпочтительнее», — заявил господин Рудаков.
Он сообщил, что перед началом пресс-конференции в течение нескольких часов обсуждал с руководителем аэропорта «Астрахань» Зияутдином Абдурахмановым бизнес-план по строительству грузового терминала.
Ранее астраханские власти уже озвучивали планы по строительству терминала стоимостью 400–500 млн рублей, однако до этого момента никаких конкретных дат названо не было.
Сергей Рудаков пояснил, что в настоящее время Астрахань обрабатывает 1200 тонн грузов. «Это очень небольшой объем. Строить для него терминал было нерентабельно. Грузовой проект стал понятным и интересным именно с приходом «ТА», так как если организовать правильные процессы обработки, таможенной очистки, своевременной выдачи, то быстро можно получить эффект прироста до 1000 тонн. Мы сегодня смотрели внимательно бизнес-план: решено спроектировать несколько очередей и строить по порядку, сообразно росту грузопотока. Сегодня мы обсуждали площадь первой очереди — строить 4000 или 5000 кв. метров. Мы пока не определились. Этот проект реально построить в течение года. Стоимость первой очереди терминала должна составить около 200 млн рублей», — заметил господин Рудаков. Как пояснил гендиректор «Новапорта», часть этих средств будет направлена на оформление документации последующих очередей проекта: «Мы намерены получить экспертизу сразу на все остальные этапы. Чтобы в момент, когда мы поймем, что наметился рост груза, не проходить этот этап повторно, а сразу приступить к строительству других очередей».
О планах наращивания грузопотока он высказался уверенно: «Это цветы, почта, интернет-торговля… Москва задохнулась с обработкой посылок, так что сейчас центры обработки создаются в Новосибирске, Екатеринбурге. На Юге России такого центра нет. И если мы займем такую нишу, это будет очень выгодное и знаковое решение». При этом, по мнению Сергея Рудакова, наращивать грузооборот аэропорта следует немедленно, не дожидаясь ввода в строй терминала.
В 2012 году федеральное правительство пообещало выделить порядка 1,6 млрд рублей на строительство грузового перрона в астраханском аэропорту. Сергей Рудаков подтвердил, что планы по строительству шести грузовых стоянок для самолетов действительно имели место, но сейчас их целесообразнее перенести на два-три года вперед. «Будем выходить на Александра Жилкина и просить его поднять вопрос на встрече с руководством страны перенести этот проект, например, на 2016–2017 годы», — сообщил гендиректор.
Глава минпрома Астраханской области Сергей Кржановский подтвердил планы по переносу проекта реконструкции перрона: «Мы вели переговоры на этот счет с Москвой. Там также отмечают, что целесообразнее сначала построить терминал и обеспечить хороший объем грузопотока».
«Потребность в строительстве терминала в Астрахани ощущалась. Подобные планы вынашивались уже более 5 лет. Однако тогда заявления звучали весьма амбициозные: нарастить грузопоток предполагалось в разы. То, что сейчас заявления более умеренные, это радует. Значит, проект просчитан достаточно точно, инвестор уверен. Приход турецкого перевозчика поможет сформировать существенный грузопоток, это плюс. Астрахани необходимо иметь современный терминал, отвечающий интересам отправителей и получателей и отвечающий условиям спецгрузов, в том числе скоропортящихся», — полагает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.