"Речь идет о самых вульгарных средневековых пытках"
Американские сенаторы потребовали рассекретить методы допросов ЦРУ. Комитет по разведке Сената Конгресса принял постановление о рассекречивании доклада о методах работы разведчиков с предполагаемыми террористами. Особенности современной работы разведки с ведущими Олегом Богдановым и Оксаной Барыкиной обсудил полковник запаса ФСБ, бывший руководитель подразделения КГБ по борьбе с терроризмом Владимир Луценко.
Полный текст документа превышает 6,3 тыс. страниц и содержит резкую критику в адрес Центрального разведывательного управления за систематические пытки задержанных по подозрению в терроризме.
Ок.Б.: Владимир Васильевич, как вы считаете, есть ЦРУ что скрывать?
В.Л.: Конечно, есть. Кому-кому, а ЦРУ есть что скрывать.
Ок.Б.: Я имею в виду именно по пыткам, каким-то незаконным дознаниям?
В.Л.: Да, безусловно. Вы обратили внимание, скандал вокруг тайных тюрем ЦРУ, пошумели-пошумели и тихонечко спустили на нет. И здесь тоже, кстати, интересная вещь. Скандал этот возник когда? Когда сенаторы заподозрили, что их подслушивает ЦРУ. Тоже внутриусобный конфликт какой-то, внутриутробный. Если бы не было этой прослушки ЦРУ в Сенате, то, может быть, никто бы даже из сенаторов не подумал бы выносить сор из избы. Но и это тоже замнут, я думаю. Ведь, понимаете, в чем дело, сейчас что администрация говорит? Да, надо рассекретить, это касается эпохи Буша. При Обаме что-то изменилось, что ли? Нет, конечно. Поэтому не будет ничего, замнут.
О.Б.: Владимир Васильевич, а о каких методах идет речь, что делают спецслужбы?
В.Л.: Идет речь о самых вульгарных средневековых пытках. Это, по-моему, уже не секрет, это просочилось. Даже люди, которые прошли через эти тайные тюрьмы ЦРУ, оказались волей случая на свободе, они все это уже давно рассказали. Если бы это не касалось Соединенных Штатов Америки, это был бы такой вой на весь мир, потому что есть резолюции и приняты документы ООН о запрете пыток. Тут применяются средневековые пытки путем утопления, там ногти вырывают, черт знает что делают. Это только ЦРУ может себе позволить.
Ок.Б.: А в других странах ничего подобного нет, только США этим грешат?
В.Л.: Я могу ответить за свою страну. В нашей стране этого нет, не было, и я такого не знаю, пока я работал. А вот за ЦРУ-то я как раз поручиться не могу.
О.Б.: По степени гуманности как спецслужбы можно в мире подразделить? Какая самая гуманная, какая самая негуманная? Ваш рейтинг, Владимир Васильевич.
В.Л.: Нет, я не берусь все-таки про гуманизм спецслужб рассуждать, это что-то немножко из другой отрасли.
О.Б.: По отношению к задержанным, я имею в виду, или подозреваемым.
В.Л.: Есть государства, где декларируется соблюдение законов и где очень много об этом кричат. Вот США особенно. Они весь мир учат тому, что надо соблюдать законы, и они в первую очередь их нарушают. Но есть государства, которые поменьше кричат, но их соблюдают, а вот как градировать — это я не берусь.
О.Б.: По-другому вопрос сформулирую: а какие могут быть гуманные методы по отношению к задержанным, которые бы позволили добиться успеха и добыть нужную информацию? Есть такие методы?
В.Л.: Конечно, есть. Это сбор улик, сбор доказательств, и, в принципе, работа с подозреваемым так, как обычно работают в мирное время, но это обыкновенные следственные действия. Что еще можно придумать? Если вы будете, так сказать, издеваться над человеком и мучить, как в XVI веке, в принципе, это тупиковый путь.
Ок.Б.: У нас же ведь неоднократно в СМИ всплывают тоже какие-то негативные моменты по поводу, пускай, это не силовики, но, тем не менее, МВД, которое тоже применяет силу.
В.Л.: Негативных методов в любом обществе полно, тут разговоров нет. Но когда это санкционируется президентом и на уровне государственной политики ведется, таких примеров я в нашей стране, к счастью, не знаю, честное слово. Ни в прошлые советские времена, ни в постсоветские времена, чтобы применяли средневековые пытки и топили обвиняемого в чане с водой — этого я не знаю.
О.Б.: ЦРУ испортилось в последнее время, или всегда такой была эта служба?
В.Л.: Насколько я знаю, ЦРУ всегда было таким, какое оно есть сейчас, ничего не изменилось в мире. И ни одна страна не может себе позволить поставить на прослушку весь мир. ЦРУ может поставить. Правда, выброшенные деньги, они, конечно, не окупились у них. То, что Меркель они слушали, ничего им особо, наверное, не дало, но денег затратили много, и весь мир научили.