"Если банки начнут выполнять эти функции, это будет не очень качественно"

Российский регулятор планирует обязать банки более тщательно собирать сведения о потенциальных клиентах. Несмотря на то, что выполнение данных требований не составит особого труда для кредитных организаций, для большей эффективности этим следовало бы заниматься специальным органам, считают эксперты.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

У клиентов банков запросят рекомендации. Центробанк подготовил новые требования к российским финансовым организациям. Документ оказался в распоряжении газеты "Известия". Согласно тексту, банкам придется собирать данные о деловой репутации компании перед тем, как принять ее на обслуживание. Эти сведения будут предоставлять партнеры организации и банки, которые с ней уже работают. Скорее всего, эта процедура превратится для банков в простую формальность. Так считает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.

"Основная задача, безусловно, снижение кредитных рисков банка, снижение объема плохих долгов. Эта цель благая. Но, как известно, дорога в ад вымощена благими желаниями. В итоге банки будут просто тратить время на то, чтобы составлять отписки, их будут составлять банковские клерки, а их клиенты подписывать, ставить печать. Что касается вновь созданных компаний — какая может быть репутация у того, кто только что появился на свет?", — отметил Осадчий.

Банки не смогут эффективно выполнять новое требование и профессионально проверять корпоративных клиентов. Так считает заместитель председателя правления "Ланта-Банка" Ирина Рысь.

"То есть банки вместо того, чтобы выполнять банковские нормальные операции, должны будут еще и некоторыми расследованиями заниматься. На самом деле, было бы гораздо эффективнее, на мой взгляд — взгляд представителя банковского сектора — если бы этим занимался какой-то специальный орган. Не банковский орган, а при правоохранительных органах, либо при Центральном банке. Потому что банки заточены несколько на другое. Если мы будем выполнять еще и эти функции, боюсь, что это будет не очень качественно. В то же время, естественно, многие функции, несвойственные банковской системе, уже выполняют банки, и если ЦБ нас обяжет, мы будем это делать. Это наверняка приведет к лишним трудозатратам, и наверняка это будет несколько удорожать банковские услуги, в том числе, кредиты для населения и того же бизнеса", — пояснила Рысь.

Между тем многие кредитные организации уже давно собирают информацию о клиентах. Об этом сообщил заместитель председателя правления "Нордеа Банка", ответственный за корпоративное обслуживание, Михаил Поляков.

"На самом деле, мы активно проверяем репутацию заемщиков. При открытии счета в любом случае любому корпоративному клиенту приходится проходить определенную проверку, это не сильно афишируется. Поэтому, возможно, сами клиенты об этом не знают, но банки активно это делают. Мы анализируем целый комплекс факторов — и репутацию, и платежную дисциплину, и кредитную историю. Поэтому ничего сильно нового я для нас, по крайней мере, не вижу. Будет возможность задавать дополнительные вопросы тем банкам, которые недолжное внимание уделяют этим аспектам. Крупные и средние банки делают это и так. Поэтому они с удовольствием расскажут ЦБ о том, в каком виде и как эта процедура проходит у них", — сообщил Поляков.

Несоблюдение новых требований Центробанка будет грозить санкциями, вплоть до отзыва у кредитной организации лицензии.

Лилия Пономарева

Вся лента