Перевозчик в отставке

Авиакомпания «Татарстан» пересчитала долги

Авиакомпания «Татарстан», лишенная права заниматься авиаперевозками после катастрофы Boeing-737, наращивает долги. На фоне сокращения активов в прошлом году ее задолженность перед персоналом, поставщиками топлива, услуг, а также перед банками возросла более чем в 1,4 раза, достигнув 3,7 млрд руб. В этом году «Татарстан» продолжает делать заимствования.

Авиакомпания «Татарстан» в прошлом году увеличила долги более чем в 1,4 раза — до 3,7 млрд руб. Согласно бухгалтерскому отчету компании за 2013 год, к началу текущего года ее кредиторская задолженность достигла 1,65 млрд руб. против 1,16 млрд руб. годом ранее. Половину ее составляли долги перед поставщиками, они возросли за год с 646,44 млн до 817,63 млн руб. Также на увеличение кредиторской задолженности сыграл почти трехкратный рост обязательств перед персоналом — с 38,44 млн до 113,35 млн руб. Задолженность перед прочими кредиторами составляла 587,73 млн руб. (год назад было 270,45 млн), перед бюджетами и внебюджетными фондами — 111,39 млн руб. (85,15 млн руб.). Кроме того, авиакомпания «Татарстан» имеет долги перед банками — по кредитам и займам. К началу года ее краткосрочные обязательства перед ними достигали 1,99 млрд руб. (год назад 1,35 млрд), долгосрочные — 73,08 млн руб. (112,85 млн).

100% минус две акции ОАО «Авиакомпания „Татарстан“» владеет контролируемое правительством Татарстана ЗАО «Тат-аэро». В 2013 году ОАО увеличило пассажиропоток на 72,6% — до 1,76 млн человек и нарастило выручку с 2,8 млрд до 3,63 млрд руб. Ее чистый убыток составил 1,4 млрд против 197,2 млн руб. в предыдущем году. На 1 января текущего года авиакомпания располагала парком из семи судов: четырех А-319, одного В-737, двух Ту-154.

Как писал „Ъ“ ранее, кредиторы авиакомпании стали активно предъявлять ей требования после катастрофы самолета Boeing-737, произошедшей в Казани 17 ноября, и последовавшим отзывом сертификата эксплуатанта. Сейчас в арбитраже Татарстана рассматриваются сразу несколько исков к АК «Татарстан». Так, Госкорпорация по организации воздушного движения требует с нее 5,3 млн руб. за услуги в ноябре-декабре 2013 года. Также в арбитраже находятся иски Международного аэропорта «Казань». Персонал авиакомпании в марте вышел на пикет, требуя выплаты им долгов, однако власти республики обещали погасить эти обязательства. В феврале арбитражный суд Москвы по иску воздушного такси Dexter (ЗАО «Авиа Менеджмент Груп») взыскал с АК «Татарстан» 31,5 млн руб. На днях арбитраж Татарстана удовлетворил заявление ЗАО «Издательский дом „Комсомольская правда“» о долге авиакомпании 109 тыс. руб. за поставленные ей газеты «Комсомольская правда» и «Советский спорт».

В 2014 году, согласно отчету, авиакомпания «Татарстан» продолжает наращивать долги. К середине марта она привлекла займов на 129 млн руб.— в основном у структур холдинга «Ак барс», в том числе у принадлежащей ей авиакомпании «Ак барс аэро».

Обязательства авиакомпании, которая с нового года лишена права заниматься главным своим бизнесом, растут на фоне сокращения активов. Так, в отчете говорится, что ее основные средства за прошлый год уменьшились более чем вдвое — с 223,78 млн до 90,92 млн руб. В частности, у компании не стало земельных участков, которые на конец 2012 года оценивались в 6,54 млн руб., резко уменьшилась стоимость зданий — с 92 млн руб. до 2,28 млн руб. У нового генерального директора авиакомпании Заура Хуснутдинова, утвержденного в должности 12 марта, вчера получить комментарий не удалось — вечером в его приемной на звонки „Ъ“ не отвечали.

Полина Петрова

Вся лента