Московские аэропорты поднимают ставки

Инвесторы просят дешевых денег у государства

Рост ставок по кредитам и недоверие западных банков к российским инвесторам может вынудить государство полностью оплатить развитие Московского авиационного узла (МАУ). Особые риски могут возникнуть у Шереметьево, инвестором которого выбрана TPS Avia попавшего под санкции США против России Аркадия Ротенберга. В результате теперь правительство рассматривает вариант, по которому средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) покроют до 100% стоимости реконструкции Шереметьево, Внуково и Домодедово.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Правительство рассматривает возможность изменения схемы финансирования инфраструктурных проектов МАУ из ФНБ. Речь об этом шла на совещании на прошлой неделе у первого вице-премьера Игоря Шувалова, сообщил ИТАР-ТАСС. В частности, рассматривается вариант финансирования за счет ФНБ до 100% стоимости реконструкции Шереметьево, Внуково и Домодедово — в целом на 43 млрд руб. Но для этого доходность по проектам должна быть повышена до уровня "инфляция плюс 2%".

В секретариате Игоря Шувалова "Ъ" подтвердили, что на совещании рассматривался вариант выделения на развитие МАУ до 100% средств из "различных источников", в том числе из ФНБ. Профильные министерства должны проработать варианты с учетом возврата заемных средств, определиться с доходностью проекта на уровне инфляции и параметрами концессионных соглашений. В Минфине заявили, что финансовое обеспечение большей части мероприятий по развитию аэродромной инфраструктуры московских аэропортов предусмотрено в ФЦП "Развитие транспортной системы" и будет финансироваться как за счет бюджета, так и за счет частных инвесторов. Работа по объемам и структуре финансирования не завершена.

Как сообщал "Ъ" 6 марта, исходно общий дефицит средств на три аэропорта МАУ составлял около 34 млрд руб., за счет ФНБ предлагалось закрыть 40% — около 15 млрд руб. (по закону это предельный объем финансирования из ФНБ). Недостающие средства частные операторы аэропортов должны были привлекать сами под ставку не более 10% на восемь лет. Но источник "Ъ" в одном из московских аэропортов заявил, что эта сумма рассчитывалась "в иной экономической и политической ситуации". Сейчас кредиты становятся менее доступными, а ставки идут вверх, говорит он, раньше крупные игроки могли привлечь кредит под 8%, сейчас ставка составляет около 12%, а для небольших компаний — до 18%. При более высоких ставках тарифы, включаемые в авиабилет, могут вырасти как минимум вдвое, считает собеседник "Ъ". Вариант с использованием ФНБ позволит удержать тариф хотя бы на уровне инфляции.

Сложности с кредитованием в зарубежных банках могут в первую очередь возникнуть у проекта развития северной зоны аэропорта Шереметьево, где инвестором выступает TPS Avia Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько. Господин Ротенберг входит в списки россиян, в отношении которых США ввели санкции из-за присоединения Россией Крыма. В TPS Avia "приветствуют вариант выделения средств" ФНБ на МАУ. Глава центра общественных связей Международного аэропорта Шереметьево (МАШ) Анна Захаренкова подтвердила "Ъ", что правительство подписало директивы о создании СП МАШ и TPS Avia. На этой неделе проект должен одобрить совет директоров аэропорта.

Главный экономист по России "ВТБ Капитала" Владимир Колычев отмечает, что еще в начале марта ЦБ повысил ключевую ставку на 1,5%, до 7%, а в среднем по рынку ставки кредитования колеблются от 10% до 15% в зависимости от размера бизнеса. Он добавляет, что многие западные банки пересматривают отношение к российским рискам и заемщикам, ужесточая условия кредитования. По мнению господина Колычева, возвратность инвестиций в аэродромы возможна путем введения спецтарифов.

Елизавета Кузнецова

Вся лента