"Создание концептуального учебника по истории России просто необходимо"
Учебники истории порождают у детей антироссийские убеждения, говорится в докладе Центра политической информации Алексея Мухина. Собеседники "Коммерсантъ FM" считают, что создание единого пособия позволит избежать "перекосов" в преподавании, но не скажется на уровне знаний школьников.
Учебники истории внушают школьникам идеи о распаде российского государства. Об этом говорится в докладе, подготовленном экспертами Центра политической информации Алексея Мухина. По их мнению, уроки истории утратили воспитательную функцию и порождают у учеников антироссийские и сепаратистские убеждения. Причина в том, что российские педагоги используют прозападную концепцию преподавания, а также продвигают альтернативные взгляды на историю. В результате школьники начинают думать о России как об империи с жесткой колониальной политикой, пояснил "Коммерсантъ FM" соавтор доклада, политолог Алексей Мухин.
"Речь идет о том, что разнообразие учебной и методической литературы, которое сейчас принято в средней школе, ведет к тому, что процесс контроля над единой концепцией российский истории как государства, он утерян. Этим пользуются творческие личности, этим пользуются откровенно иностранные спецслужбы, внедряя на уровне еще начального образования некоторые исторические стереотипы, которые в дальнейшем дезориентируют население России относительно ее истории. В этой связи создание концептуального учебника по истории России просто необходимо, но этот процесс тоже нужно контролировать", — полагает Мухин.
Единый учебник истории должен решить проблему прозападного подхода, однако важно избежать "перекосов" в оценке тех или иных событий, подчеркнул глава комитета Госдумы по образованию, доктор исторических наук Вячеслав Никонов.
"Ведется огромная работа по подготовке учебников. Действительно, учебники надо сделать получше, конечно, говорить о том, что Россия — нежизнеспособное государство, это смешно. На самом деле, на планете есть всего два государства, которые имеют 500-летнюю историю независимого существования — Англия и Россия. Вопреки расхожему стереотипу, Россия — одна из самых жизнестойких стран на планете, естественно, как и в любой истории всякого государства, там были разные и глупости, и мерзости. Взгляд на историю западноцентричную по-прежнему преобладает, взгляд на Европу как на центр мирового развития, действительно, у нас закрепился еще с XIX века, надо будет его тоже немного подправить", — рассказал Никонов.
Согласно докладу Центра политической информации, Единый государственный экзамен также снизил уровень знаний школьников по истории. В основном они заняты заучиванием правильных ответов. С этим выводом согласен заслуженный учитель России, историк Александр Снегуров. Однако, по его мнению, всех изложенных проблем единый учебник истории не решит.
"Во многих учебниках представлен курс истории достаточно объективно, насколько это возможно. Воспитательное значение истории, прежде всего, в характере преподавания — есть педагог, который понимает гражданские патриотические цели, грамотный человек, воодушевленный, и преподавание истории будет таким же. Характер семьи, в которой растет ребенок, любой учебник — это только приложение к этим составляющим, и потому подготовка к ЕГЭ мешает. В любом случае при преподавании истории не избежишь мифов и ошибок, настоящая история — это авторская история Карамзина, Ключевского, с особой отдачей и душевным подходом", — считает Снегуров.
Также эксперты Центра политической информации раскритиковали существующую систему преподавания истории. Информация, по их словам, дается школьникам сложно и концентрированно, в итоге подростки не понимают взаимосвязи между историческими событиями. А количество уроков истории превратило предмет в факультативный.