"Все шансы на стороне Москвы"
Народный совет Донецкой области обратился к Владимиру Путину с просьбой о вводе временного миротворческого контингента. Кроме того, регион планирует провести референдум о создании автономной республики. Директор центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин прокомментировал ситуацию ведущему Алексею Корнееву.
Ранее в Донецке, а также в Харькове и Луганске прошли массовые пророссийские митинги. Были захвачены здания областных администраций. Также митингующие выдвинули требование о присоединении региона к России.
— Как вы думаете, как Москва должна отреагировать на это обращение?
— Как она должна отреагировать, я затрудняюсь сказать, а как она может отреагировать, наверное, можно пофантазировать, используя аналитические методы. В принципе, наиболее красивой получилась бы ситуация, сопоставимая с крымской, то есть если бы сначала отряды самообороны взяли под контроль территорию, прошел бы референдум, а потом уже Россия официально вводит свои силовые структуры. Но, наверное, такая ситуация сейчас не получается, поэтому пока стороны играют на повышение. С одной стороны, мы видим сообщения, что высокопоставленные украинские силовики летят в мятежные области, с другой стороны, есть обращения Донецкой области. Вполне может быть, что действительно российские войска могут быть введены на территорию, к тому же де-юре такие полномочия у президента есть, в феврале их ему предоставил Совет федерации.
— Вы такое слово произнесли — "красивая" — а красивая для кого?
— Для общественного мнения. Есть несколько целевых групп: Россия, Украина и мировое сообщество. Красиво было бы для всех.
— И для мирового сообщества тоже? Введение этих отрядов самообороны, так называемых.
— Не введение, появление отрядов самообороны.
— То есть, они ниоткуда не вводятся, они появляются сами по себе?
— Сами по себе, это гражданская инициатива. Но на примере Крыма мы видим, практически никто, даже в западных СМИ, если брать СМИ для неспециалистов, особо не писал относительно переброски российских спецвойск в Крым до этих всех событий. Это в западных СМИ представлено как гражданская инициатива.
— А это появление, как вы называете, так называемых отрядов самообороны, не приведет к полной изоляции России от всего цивилизованного мира, как вы думаете?
— Я не знаю, что такое "полная изоляция", потому что на предмет санкций уже очень много дискуссий проводилось. У меня такое ощущение, что России, конечно, ее нынешнюю политику не простят, потому что в отличие от 2008 года сейчас брошен вызов всему миропорядку, который существовал в последние 20 лет после распада этого биполярного мира.
— Кем брошен вызов?
— Россией, Москвой, лично Путиным и пока еще не российскими элитами. Российские элиты к этому пытаются подключить силовое крыло, скажем так, которое выступает за изоляцию России от всего западного мира, подчеркиваю, не от всего мира, а от всего западного мира.
— Какие, как вам кажется, ходы, решения, действия может предпринять Киев в данной ситуации? Есть ли у них какие-то для этого козыри?
— Козырей особых нет, потому что, я так понимаю, в последние неделю-две там происходила инфильтрация лояльных Киеву сотрудников местных силовых структур, органов власти, но времени не хватило. На стороне России пассивность большей части населения восточной Украины, этот актив пророссийский, который есть, плюс возможные военные силы, которые могут быть введены. На стороне Киева гипотетически его армия, которая не существует, и гипотетически войска НАТО, которые просто психологически, политически не готовы к действиям на территории Украины. Поэтому сейчас, когда ситуация решается, скорее, военными методами, чем методами soft power, все шансы на стороне Москвы.