ХРУСТАЛЬНАЯ БИЖУТЕРИЯ — ЭТО УДОВОЛЬСТВИЕ
ДАНИЭЛА РИККАРДИ, BACCARAT
Великий французский дом Baccarat в этом году празднует 250-летие. В честь юбилея издательство Rizzoli выпустило большой исторический альбом, который представила в Москве президент дома Даниэла Риккарди.
— В этом году дом Baccarat отмечает 250 лет со дня рождения. Какое место в современной жизни марки занимает бижутерия из хрусталя?
— Нашим историческим делом является производство посуды и ламп из хрусталя. Разумеется, это не просто хрустальная посуда, а целая культура оформления стола. Кстати, у европейцев — французов, русских, англичан — эта культура разная. Например, в русской или английской традиции принято ставить на стол сразу много бокалов, во французской — ровно наоборот. Словом, стол — дело сложное.
— Как связано производство посуды из хрусталя с производством бижутерии?
— Мы занимаемся изготовлением не просто обыкновенной бижутерии, а костюмных украшений. Это специальное направление, более высокий класс повседневных драгоценностей. Такая бижутерия появилась в Париже в 1960-х годах — как дополнение к новому городскому костюму. Но мы в Baccarat стали делать украшения из хрусталя намного позже. Ежегодно мы представляем как минимум четыре новые коллекции украшений. У каждой линии свой сюжет, свои цвета и свое настроение. За эти годы мы выпускали самые разные украшения из хрусталя — от романтичных цветов и бабочек, нежных изысканных вещей в духе французского модерна до очень крупных, броских, харизматичных вещей в стиле 1960-х годов. У нас также был и минималистический опыт: например, драгоценности, которые напоминали об отполированной морской водой гальке. Все без исключения хрустальные украшения объединены нашей историей, нашими рисунками и произведениями, многие из которых находятся сегодня в нашем музее в Париже. Ни одна хрустальная драгоценность Baccarat не существует сама по себе, отдельно от нашего архива. Например, ставшее знаменитым кольцо "Пробка": дизайн этого украшения был вдохновлен пробкой от графина. Так что бижутерия Baccarat всегда связана с посудой Baccarat, ведь нам очень важна узнаваемость предмета. Не менее важны и ощущения от украшения. Мне кажется, носить Baccarat — невероятное тактильное удовольствие!
— Как вы собираетесь отмечать юбилей?
— Во-первых, мы проведем несколько исторических выставок Baccarat — в Лондоне, Сан-Паулу, Шанхае, Дубае и Милане. Заключительная юбилейная экспозиция, запланированная на середину октября, пройдет в парижском Petit Palais. Во-вторых, в мае все витрины парижского универмага Le Printemps будут отданы в наше полное распоряжение: там мы покажем мизансцены из хрустальных предметов — это будут и натюрморты, и бытовые сценки. В-третьих, в декабре в Нью-Йорке мы откроем отель Baccarat. Это будет наш первый опыт в отельном бизнесе: обстановка отеля, рассчитанного на 140 номеров, будет напоминать о старинном французском доме — с парадными хрустальными люстрами, большими декорированными столами. Интерьеры отеля будут выдержаны в двух стилях — ар-деко и belle epoque. И наконец, в-четвертых, мы хотим представить публике и наш новый парфюмерный проект — это духи, которые мы сделаем вместе с одним из знаменитых парфюмерных домов Франции. Конечно, флаконы будут нашей работы.
— Вы руководите очень старой и почтенной компанией, которая поставляла свои предметы еще к французскому двору. Что для вас важнее — миф или маркетинг?
— Для меня важнее миф. Важнее легенда. Но, наверное, так может себе позволить говорить человек, который работает в такой старой марке, как Baccarat. Для других более существенным является маркетинг. Мне же достаточно посмотреть на наши старые книги, наши архивы, рисунки, на наши старинные, чудом сохранившиеся хрустальные вещи, чтобы понять, насколько велика роль легенды. Без нее мы ничто.
— Вы коллекционируете что-нибудь из того, что создает дом Baccarat?
— Да. Я собираю бокалы Baccarat разных цветов.