Территории убегающего развития
Автономию Дальнего Востока вписывают в Бюджетный и Налоговый кодексы
Минвостокразвития настаивает на эксклюзивном праве создания территорий опережающего развития (ТОР) исключительно на Дальнем Востоке. Законопроекты, подготовленные в министерстве, помимо существенных льгот по федеральным налогам и таможенному режиму предполагают наделять ТОР правами субъектов и открывать в них представительства федеральных органов власти. А автономность ТОР от всей остальной части федерации предлагается закрепить персональной статьей в Бюджетном кодексе РФ.
Минвостокразвития предлагает законодательно утвердить свое право организовывать ТОР исключительно на территории Дальнего Востока. Это следует из законопроекта "О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока", опубликованного министерством вчера на портале правовой информации regulation.gov.ru. В документе указано, что право на создание ТОР имеют только девять российских субъектов — Якутия, Приморский, Хабаровский и Камчатский края, Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ. Прямо противоположные предложения подготовлены Минэкономики на прошлой неделе (см. "Ъ" от 2 апреля). По версии Минэкономики, ТОР можно создавать на любой территории РФ как "совокупность предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных и сервисных услуг".
Конструкция ТОР, предложенная Минвостокразвития, компромиссов не предполагает. Она подразумевает физические границы внутри субъектов федерации, по законопроекту управлять ими должно министерство и подконтрольная ему управляющая компания. "В целях недопущения излишнего административного дублирования" на территории ТОР предлагается ввести "особые условия осуществления госконтроля", прежде всего жестко ограничив сроки проведения плановых проверок резидентов 15 днями с момента начала. Предусмотрено и делегирование управляющей компании функций региональных властей — в области создания и обслуживания инфраструктуры. Федеральным органам власти предложено разместить в ТОР свои представительства, аналогично традиционному их размещению в регионах. То есть на Дальнем Востоке в одном субъекте не исключено появление значительного числа федеральных чиновников — в Минвостокразвития ранее сообщали о планах создать более 300 ТОР.
Для потенциальных инвесторов предложены исключительные налоговые и таможенные режимы. Их предлагается узаконить на уровне Бюджетного и Налогового кодексов, вписав в них специальные "дальневосточные главы". Так, в Бюджетном кодексе предлагается узаконить Фонд развития Дальнего Востока, на деньги которого будут развиваться ТОР. Источником доходов фонда окажутся не традиционные взносы из федерального бюджета, а часть федеральных налогов, которые уплачиваются на территории ДФО. Речь идет о НДС, НДПИ и водном налоге — тем самым в бюджетном и налоговом законодательстве впервые может быть создан прецедент окрашивания налогов по региональному признаку. Пока Минвостокразвития претендует не на все федеральные налоги, а только на их часть, которая должна будет определяться Минфином как "остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года". Предложения о расщеплении налогов и утверждение плана сбора налогов в пользу дальневосточного фонда документами предполагаются, но без детального механизма.
Для резидентов ТОР Минвостокразвития обещает исключительные налоговые льготы — вплоть до нулевой ставки по НДС, налогу на прибыль и налогу на имущество. Такие льготы, по мнению Минвостокразвития, "не приведут к снижению налогооблагаемой базы в субъектах РФ, входящих в ДФО". В дополнении предлагается снизить общую сумму страховых взносов до 7,6%. Выпадающие доходы Пенсионного фонда министерство намерено компенсировать за счет федерального бюджета.
В Минфине и Минэкономики, по данным "Ъ", документы Минвостокразвития пока не анализировали.