Правила езды
Иван Буранов о том, чему Москве стоило бы поучиться у США
Власти Москвы часто заявляют, что их методы борьбы с пробками активно применяются за рубежом. На примере США я убедился, что это не всегда так. Понимаю, что политически недальновидно на фоне обострения отношений между Россией и США сравнивать автомобильное движение в этих странах, но все-таки я это сделаю. Как минимум с оглядкой на зарубежных коллег столичной мэрии следовало бы применять более гибкие решения.
Первое, что бросается в глаза в американских городах,— это большое количество действительно больших внедорожников. Обратите внимание — мэрия Москвы постоянно вдалбливает москвичам: «Центр города не для машин, не надо сюда ездить на собственных автомобилях». При этом размер парковочных мест уменьшается, горожан всячески стимулируют пересаживаться если не на общественный транспорт, то по крайней мере на малогабаритный.
Понятно, что Нью-Йорк устроен совсем иначе (он состоит из кварталов-улиц и авеню в отличие от радиально-кольцевой системы Москвы), но там тоже есть центр города и приличные пробки. При этом многие американцы ездят на Ford F-150, Dodge Ram и подобных им исполинских пикапах.
Очень странно наблюдать такие машины в Нью-Йорке, где, мягко говоря, не самая лучшая ситуация с парковкой, но люди находят места, где хранить внедорожники
К примеру, в жилых кварталах практически у каждого дома есть свое обязательное парковочное место. Аналогичная ситуация с грузовиками — нет ощущения, что их давят из города: они преспокойно ездят через весь Манхэттен, и никто им не мешает.
Еще больше пикапов в Калифорнии, хотя это объяснимо: жизнь на Западном побережье США практически невозможна без автомобиля (в Нью-Йорке основной вид транспорта для горожан — это все-таки метро). Думаю, Москве стоило бы поучиться многому именно у калифорнийцев в вопросах организации движения. Хотя и учиться особо нечему, все рецепты уже давно известны, просто необходимо уделять внимание мелочам. К примеру, небольшой город Купертино под Сан-Франциско весь состоит из перекрестков со светофорами: практически все левые повороты — с отдельной полосой и стрелкой, практически все правые повороты — через отдельный карман. В итоге наблюдаем плотный утренний поток, множество светофоров, но никто нигде не стоит. В сложных местах — ярчайшая разметка, запутаться невозможно. Единственная непривычная вещь — отсутствие мигающего зеленого цвета, но местные успевают проезжать на желтый.
Транзитного трафика в городе почти нет (например, из Сан-Франциско в Лос-Анжелес): все едут по фривеям, расположенным по окраинам города. Организация движения на магистралях поначалу непривычная, но потом понимаешь, что все безумно удобно и логично. Применяются уже давно проверенные вещи: полосы разгона, пронумерованные съезды, но эффект достигается за счет еле заметных мелочей, благодаря которым приятно путешествовать. Вот, к примеру, указатель о приближении к съезду — сначала он висит над трассой, а потом смещается правее: понятно, что скоро поворачивать. Временные знаки о приближении дорожных работ расположены именно так, как надо,— чтобы водитель вовремя на них обратил внимание и понял, куда нужно ехать. На крутых поворотах в холмистой местности трасса идет под уклоном, в итоге машина естественным образом вписывается в поворот.
Единственная диковинка для россиян — это карпулы (Carpool) — выделенные левые полосы на фривеях, по которым можно ездить на машинах с двумя или тремя пассажирами.
Логика проста: забери соседа, пусть он откажется на день от машины, в итоге траффика будет меньше, а значит, всем будет проще. Доходит до того, что американцы заранее договариваются, на каких парковках ждать свое «такси». В некоторых местах для одиноких водителей проезд по карпулу платный, при этом цена варьируется в зависимости от загрузки: чем больше пробки, тем дороже их объехать. В России же принято покупать «абонемент» в виде блатного номера, невидимого для камер, и ездить по выделенкам.
Любопытно, что те же карпулы работают не весь день, а только в часы пик по будням — в остальное время это обычные полосы для движения. Гибкие решения используются и в паркинге: бесплатно разрешено стоять, к примеру, два часа в сути по определенным дням недели. Как правило, ограничения поддаются своей определенной логике: здесь — ярмарка, а здесь — музей. Москва предпочитает действовать в лоб — раз запрещено, так навсегда, если платно, то на весь день.
Обсуждая организацию движения в зарубежных странах, принято говорить: «Они там и водят по-другому, у наших ведь российский менталитет». Да, американцы ездят аккуратнее (еще бы, за выезд на карпул штраф более $200), они гораздо охотнее подчиняются установленным правилам, так как понимают логику ограничений и не пытаются им сопротивляться. Но и стиль их вождения, мягко говоря, далек от идеального: и скорость они превышают, и подрезают, и перестраиваются резко.
Отдельно стоит сказать по пьянству за рулем. В США, как в России, есть минимально допустимый уровень алкоголя в выдыхаемом воздухе.
Немного выпить в ресторане и сесть за руль — совершенно нормальная практика для американца, что совершенно не укладывается в сознании россиянина
При этом большинство знает, что полицейский не имеет права остановить машину, если водитель не нарушал правила, а значит, достаточно просто ехать медленно и прямолинейно, чтобы остаться с правами. Если же употребил немного, в рамках дозволенного (местная полиция сама разъясняет гражданам, сколько можно выпить), то лучше сразу признаться полицейскому.
Идеальная, казалось бы, система, должна работать как часы. Впрочем, лично я был свидетелем, как двое напились в ресторане до потери равновесия, сели за руль и чуть было не попали в ДТП, при этом полицейских в округе я почему-то не заметил. В этот момент я испытал странное чувство: захотелось переждать, пока эти ребята уедут подальше, и позвонить 911. В России меня за это предали бы анафеме.