"Нужно повышать доверие общества к ЕГЭ"

Педагоги должны нести уголовную ответственность за мошенничество с ЕГЭ. Об этом заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. По его словам, если со стороны учителей будут обнаружены манипуляции, то их привлекут не только по административному, но и по уголовному законодательству. Член Общественной палаты России Максим Григорьев и преподаватель Московского городского педагогического университета Александр Серкин обсудили ситуацию с ведущим Андреем Норкиным.

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

В прошлом году во время экзаменационной кампании разгорелся скандал. Тогда в интернет попали задания по математике. Расследование этого случая ведется до сих пор. Всего, по словам вице-премьера России Ольги Голодец, в прошлом году по итогам ЕГЭ к административной ответственности привлекли более тысячи человек. За нечестную сдачу ЕГЭ были сняты с должности три руководителя системы образования в республиках Калмыкия, Ингушетия и Адыгея.

— Как вы считаете, обеспечат ли чистоту проведения госэкзамена подобные меры? Весьма суровые, прямо скажем.

М.Г.: Знаете, ответ очень простой, на мой взгляд, только строгих мер здесь недостаточно: с одной стороны, должно быть и соответствующее отношение общества к этому, и соответствующее отношение к этому должно быть у тех, кто сдает экзамены, и, главное, у их родителей. Потому что пока в этом плане еще не так просто, пока в целом ряде регионов еще есть люди, которые любой ценой, любыми усилиями для того, чтобы их дети поступили, в общем-то, они готовы пойти на любое нарушение закона. Это есть, мы знаем. Общественная палата занимается общественным контролем по этим вопросам. Мы отслеживаем то, что происходит, есть существенные проблемы. Но при этом, конечно, и государство должно решать те проблемы, которые есть, теми способами, которыми может, в том числе, безусловно, ужесточением наказаний. Ситуация с ЕГЭ очень непростая, мы видели, как ответы выкладывали в сеть, и был ряд взяток.

— А на самих-то педагогов такая угроза будет действовать?

М.Г.: Безусловно. Поставьте себя на место педагога.

— Не хочу.

М.Г.: Одно дело — он понимает, что это страх, одно дело — он понимает, что его могут в крайнем случае выгнать или пожурить, а другое дело — что он понимает, что он может за это сесть, он уже начинает соотносить: стоит ли возможность взятки и оказание кому-то услуги того, что он окажется в колонии? Здесь ничего не поделать, к сожалению, государство должно себя вести максимально строго, чтобы не получали какие-то возможности, не имея соответствующих знаний для поступления в ВУЗ, потому что это несет серьезную проблему для государства в целом. Кому нужны медики, инженеры и так далее, которые не могут выполнять свои обязанности?

— Господин Серкин, ваше мнение?

А.С.: Я полагаю так: любое ужесточение наказания не решает проблему по существу, потому что чем более жестким становится наказание, тем более хитрыми и более наглыми, и более коррупционными становятся механизмы мошенничества. Ключевая проблема ЕГЭ все-таки заключается в том, что ничего не делается в последние годы для увеличения доверия общества к этому экзамену. Если общество экзамену как справедливому способу отбора в вузы, как справедливому способу оценки знаний не доверяет, общество будет пытаться этот экзамен обойти. Что же касается учителей, я думаю, что гораздо более эффективным средством, нежели повышение уровня ответственности, было бы, наоборот, снижение уровня ответственности, а именно, прекращение оценки учителей по результатам ЕГЭ, прекращение административной практики оценки губернаторов по результатам ЕГЭ. Потому что оценивать только по окончательному результату, абсолютно не посмотрев, насколько этот результат прирос по сравнению с предыдущим временем — просто несправедливо. На сегодняшний день учителям выкручивают руки, заставляя их обеспечивать высокий ЕГЭ. Понятно, что это проще делать мошенническим образом, чем, к сожалению, повышая реальный уровень преподавания.

— Это, мягко говоря, потребует времени, а уголовную ответственность ввести можно довольно быстро, правда?

А.С.: Правда, но не всегда быстрое действие оказывается эффективным. Серьезные проблемы, тем более в таких инерционных системах, как система образования, требуют времени.

— А как вы повысите доверие к ЕГЭ? Если вы помните, даже когда объявили этот список санкций, бывший министр образования Фурсенко сказал: "Меня, наверное, в этот список из-за ЕГЭ внесли". То есть к ЕГЭ крайне отрицательное отношение общественное. Как повысить доверие к этому институту?

А.С.: Смотрите, насколько я знаю, в мире есть ровно две страны, притом, что большинство развитых и среднеразвитых стран мира так или иначе ввело систему национальных экзаменов в разное время: Китай, например, это сделал на 20 лет раньше, чем мы, а Казахстан на несколько лет раньше, чем мы, но из всех стран, в которых эти системы введены, только в двух странах у части общества, у значительной части общества, существует желание эти экзамены отменить — это Россия и Украина. Может быть, мы в наших двух славянских братских странах делаем что-то неправильно, может быть, нам стоит изучить иностранный опыт? И тогда мы увидим, что американский экзамен SAT — аналог нашего ЕГЭ, экзамен для поступления в университеты — администрируется по заказу университетов, а не по заказу Министерства образования. И что специалисты, разрабатывающие задания привлекаются теми, кто действительно заинтересован в качестве абитуриента. Есть две вещи: разъяснительная работа, разъяснение того, что могут дать тесты, и улучшение качества самих тестов — это два направления, в которых надо работать, чтобы повышать прозрачность ЕГЭ.

— Господин Григорьев, а вы что предложите?

М.Г.: Во-первых, на мой взгляд, Китай ввел такие системы не сейчас, а такая система была еще если не тысячи, то сотни лет назад. Китай как раз очень серьезно этим занимался давно, так он набирал чиновников — это первое. А второе — вы знаете, здесь действительно нет простых решений, здесь, с одной стороны, те, кто поступают в вузы, они рады, они хорошо это оценивают, очень много появилось иногородних, например, в московских вузах, чего никогда не было. А с другой стороны, действительно, общество очень тяжело это воспринимает, нужен весь спектр мер. С одной стороны, наверное, выкручивать руки не надо, и не надо, наверное, говорить губернатору, что его дальнейшее существование зависит от количества людей, которые хорошо сдали ЕГЭ, но, безусловно, одним из критериев это должно быть. С другой стороны, нужно повышать ответственность, нужно, собственно говоря, показательно сажать тех людей, которые масштабно нарушают закон, это тут ничего не поделать.

Вся лента