Проводниковый эффект не сработал в "болотном деле"
Суд не стал заслушивать показания свидетелей обвинения по делу о беспорядках 6 мая 2012 года
Вчера на процессе по делу об организации массовых беспорядков на Болотной площади 6 мая 2012 года продолжился опрос потерпевших и свидетелей. На сей раз на вопросы суда отвечали сотрудники московского ОМОНа Степан Горбачев, Олег Бадмаев и Владимир Беловодский. Они заявили, что обвиняемых — лидера движения "Левый фронт" Сергея Удальцова и его соратника Леонида Развозжаева — на площади не видели, а задерживали лишь наиболее активных участников митинга, которые пытались прорвать полицейское оцепление. При этом судья отказал прокуратуре в просьбе зачитать письменные показания двух граждан Украины, проводников железной дороги, которые понадобились обвинению для доказательства передачи денег обвиняемым из-за рубежа.
Процесс по так называемому делу организаторов массовых беспорядков на Болотной площади начался 18 февраля 2014 года. Почти два месяца сторона обвинения — прокуроры Алексей Смирнов и Дмитрий Боков — опрашивает потерпевших и свидетелей, преимущественно сотрудников ОМОНа. В суде уже побывали почти 30 омоновцев (в деле 84 потерпевших и больше 450 свидетелей). Вчера прокуроры опросили бойцов отряда спецназначения — Степана Горбачева, Олега Бадмаева и Владимира Беловодского. Судья Александр Замашнюк объявил, что на следующей неделе начнется стадия представления письменных доказательств.
На скамье подсудимых — лидер "Левого фронта" Сергей Удальцов, находящийся под домашним арестом, и его соратник Леонид Развозжаев. Оба обвиняются в приготовлении к организации беспорядков и организации массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, уничтожением имущества (ч. 1 ст. 30 и ч. 1 ст. 212 УК РФ). Господина Развозжаева также обвиняют в незаконном пересечении госграницы (ч. 1 ст. 322 УК РФ). По версии следствия, после возбуждения дела он бежал на Украину. Согласно материалам дела, Сергей Удальцов и Леонид Развозжаев организовали массовые беспорядки совместно с уже приговоренным по тому же обвинению Константином Лебедевым и грузинским политиком Гиви Таргамадзе. Господин Таргамадзе, уверены в Следственном комитете, финансировал российских оппозиционеров, которые тратили деньги как на личные нужды (приобрели подержанные автомобили), так и на оппозиционное движение (оплачивали производство агитационных материалов и т. д.).
Выступая в суде, Сергей Горбачев и Олег Бадмаев, по сути, повторили показания сотрудников ОМОНа, которые выступали ранее. Обвиняемых, рассказали омоновцы, они на Болотной площади не видели; задерживали отдельные группы митингующих, которые вели себя агрессивно и пытались прорвать полицейское оцепление. При этом господин Бадмаев отметил, что "призывов к погромам не слышал", видел лишь перевернутые туалетные кабинки. "Около 17 часов в нас полетели бутылки и камни, также полицейских цепляли арматурой с крюками. Одной арматуриной мне порвали рукав, кроме того, кто-то брызнул в меня из баллончика слезоточивым газом",— рассказал омоновец Владимир Беловодский.
Прокуроры вчера попросили у суда разрешение зачитать показания свидетелей Натальи и Виталия Соловей, которые должны были дать пояснения по поводу перевода денег Леониду Развозжаеву и Сергею Удальцову из-за рубежа. Но Александр Замашнюк отказал: суду, объяснил он, не были представлены доказательства того, что граждане Украины не могут приехать в Москву лично. По словам представителей защиты, речь идет о свидетелях, которые работают проводниками на украинской железной дороге. "Возможно, их хотят вызвать для того, чтобы они рассказали, как Леонид Развозжаев уезжал на Украину",— предположил адвокат Дмитрий Аграновский. Очередное заседание по делу об организации массовых беспорядков состоится сегодня.