Поиск о настоящем человеке
Подвиг айтишника в "Стартапе"
В прокат вышла кинокартина "Стартап" о героях отечественного интернета. Продюсеры позиционируют картину как "интеллектуальный экшен", хотя скорее это воспитательная и вдохновляющая басня для юношества о том, что и в России можно честно разбогатеть собственным умом. Ничуть в этом не сомневалась ЛИДИЯ МАСЛОВА.
Хотя ки-арт фильма отчетливо указывает на "Яндекс", авторы подчеркивают, что сценарий Дмитрия Соболева является "художественным обобщением опыта многих предпринимателей", а герои представляют собой "собирательные образы". Обобщение, может, и неплохое в плане познавательности, но в драматургическом смысле чревато обеднением, когда в центре внимания оказывается не конкретная судьба с уникальными поворотами, а некий типовой шаблон, формула, коль скоро речь идет о людях с математическим складом ума. В "Стартапе" в незамысловатую формулу утрамбованы 20 лет с начала 1990-х, когда студента-программиста (Евгений Ткачук), придумывающего тему для диплома, осеняет идея создания первого в мире русскоязычного поисковика. Заручившись поддержкой пробивного маркетолога (Шамиль Хаматов), герой блистательно побеждает конкурентов, выходит на международный рынок, однако платит за это проблемами в личной жизни: бывает, что и самым башковитым парням не хватает мозгов, чтобы выбрать хорошую жену, а та, что досталась герою, несмотря на все его успехи и достоинства, в итоге начинает его просто ненавидеть. Впрочем, похоже, она априори ненавидит весь мир: Ева Андреевайте играет неприятную злюку, и ледяной ее взгляд ничуть не теплеет, даже когда супруг с самым умилительным видом возится с их сыном. Отношения героя с другом и соратником хоть и не так портятся, как у Джулиана Ассанжа с Даниэлем Домшайт-Бергом, но тоже пробуксовывают. Полноценного финиша для "Стартапа" авторы и вовсе не придумали и обрывают видеоряд каким-то размытым стоп-кадром, вывешивая в качестве морали басни гордый патриотический титр: "Мы экспортируем математику так же, как нефть, но почему-то не говорим об этом". Вот и поговорили.
Вообще, самые разные фильмы о видных интернетчиках и компьютерщиках отмечены каким-то неуловимым фамильным сходством, будь то "Социальная сеть", "Пятая власть", "Джобс. Империя соблазна" или вот "Стартап", по несколько расхлябанной режиссуре находящийся, пожалуй, в другой весовой категории. Сначала в связи с проектом упоминался режиссер Роман Каримов, в итоге в титрах оказалось двое других людей, лишь один из которых, кажется, существует в реальности, а заканчивал съемки и вовсе исполнитель главной роли — такого рода перетасовки редко позитивно сказываются на окончательном результате. Однако по тому разочарованию, которое вызывают герои, пусть даже и очень симпатичные, но какие-то обыкновенные, среднестатистические, "Стартап" ничуть не уступает зарубежным аналогам. По обывательской привычке демонизировать компьютерных волшебников, к которым ты в дрожащих руках приносишь умирающий ноутбук, где гибнет вся твоя жизнь, в фильмах о суперайтишниках мечтаешь увидеть историю гения, обладателя всемогущего мозга, этакого профессора Мориарти, опутавшего своей сетью всю планету. Однако кинематограф безжалостно развеивает романтические иллюзии: на экране вьются энергичные, сообразительные, трудолюбивые, но в смысле калибра личности не особенно крупные мухи, сами порой не способные вырваться из паутины обстоятельств. В порядке лирического отступления, пользуясь случаем, хочется похвалить недавнюю первоапрельскую шутку "Яндекса", пустившего бегать по экрану довольно натурально нарисованных мух, и не все пользователи быстро сообразили, где нажать кнопку, позволяющую активировать вместо курсора желтую мухобойку и убить насекомых вместе с минутой-другой рабочего времени.
В "Стартапе" в роли грозной мухобойки, нависающей над героями, выступает персонаж Андрея Соколова — чиновник, тоже вполне шаблонный персонаж, вставляющий палки в колеса всему светлому и доброму. О том, что поисковые системы — вещь не только удобная и доходная, но и имеющая какое-то отношение к абстрактным и вечным человеческим ценностям, а интересы стартаперов далеко не исчерпываются корыстью, пытается сигнализировать теглайн "Поиск мечты. Поиск смысла. Поиск любви" — на постере фильма "любовь" и "мечта" самым лирическим образом выскакивают при попытке ввести в поисковую строку слово "поиск". Правда, любой, кто хоть раз искал что-то в интернете, знает, сколько бессмысленной ерунды приходится на каждую полезную находку, а уж за смыслом жизни, любовью и мечтой могут всерьез обращаться в захламленную ментальными шлаками сеть только очень непритязательные люди. Но главная ирония заключается в названии разработанного героем портала "Холмс": если для одноименного сыщика максимально напряженная умственная деятельность была чем-то вроде наркотика, то сильно облегчившие человечеству жизнь поисковики скорее сами выступают как наркотик, поощряющий ожирение мозга и постоянно прогрессирующую лень избалованного пользователя, который вместо того, чтобы хоть две секунды подумать, сразу хватается за мышь.