Весь «Спектрум» мнений
Новый терминал Большого Савино спроектируют партнеры УК «Аэропорты регионов»
Новый терминал Большого Савино спроектирует ООО «Спектрум-Холдинг», входящее в одноименную столичную группу. Несмотря на самое дорогое предложение (87,4 млн руб.), компания победила в конкурсе по совокупности критериев. «Спектрум» проектирует аэровокзалы Самары и Саратова, где инвестором является УК «Аэропорты регионов» (входит в ГК «Ренова). Краевые власти не видят в этом никакой связи.
В минувшую пятницу единая комиссия по размещению заказов для нужд ОАО «Международный аэропорт „Пермь“» под председательством заместителя гендиректора Светланы Архиповой подвела итоги конкурса на проектирование здания нового аэровокзального комплекса аэропорта. На разработку проекта АО готово было потратить до 107,9 млн руб.
В финал вышли заявки четырех из пяти соискателей: столичное ООО «Спектрум-Холдинг», санкт-петербургские ОАО «ПИ и НИИ ВТ „Ленаэропроект“» и ЗАО «Сигни Груп», казанское ЗАО «ГипроНИИавиапром». Заявка ООО «ПИ „Красаэропроект“» из Красноярска, изначально предложившего наименьшую стоимость контракта в 67 млн руб., была отклонена из-за неполного пакета предоставленных документов. Перед финалом комиссия провела процедуру переторжки, когда участники могли снизить свои первоначальные предложения.
В итоге два участника («Сигни Групп» и «Ленаэропроект») запросили примерно одинаковую сумму — 81 млн руб. Но победителем было признано ООО «Спектрум-Холдинг», предложившее самую дорогую цену — 87,4 млн руб. Подряд достался столичному проектировщику по совокупности всех критериев. Значимость цены составляла только 40%, главным же критерием являлась квалификация участника (опыт выполнения аналогичных проектов, деловая репутация и наличие квалифицированных специалистов). Победитель заявил, что построил два аналогичных объекта, приложил два отзыва и сообщил, что располагает десятью специалистами.
Пресс-служба губернатора сообщила, что победитель конкурса должен пройти три этапа — представить эскизный проект терминала, затем сам проект и, наконец, утвердить его в «Главгосэкспертизе России». Разработанный и утвержденный проект будет предложен к реализации частному инвестору, который в итоге будет развивать Большое Савино после его приватизации краевыми властями.
Краевые власти уже пытались привлечь к Большому Савино инвестора, который построил бы аэропорт и взамен получил право на выкуп госпакета акций. Весной 2013 года по итогам отбора инвестора победителем было признано ОАО «Кольцово-Инвест», входящее в УК «Аэропорты регионов» (развивает аэропортовый холдинг Виктора Вексельберга). Против итогов отбора выступил аэропортовый холдинг Олега Дерипаски «Базэл Аэро». С его подачи ФАС возбудила дело, обвинив краевые власти и победителя в сговоре. Губернатор Виктор Басаргин отменил итоги конкурса, поручив провести новый. Фактически его первым этапом стал выбор проектировщика.
Основной конкурс, по данным „Ъ“, может состояться до конца этого года — подготовка к нему будет вестись параллельно, и новый инвестор Большого Савино появится к завершению работы «Спектрума». Конкурс будет проводить госкомпания «Корпорация развития Пермского края», которой власти передадут акции аэропорта.
ОАО «МА Пермь» (100% акций в краевой собственности) приняло в 2013 году 1,15 млн человек. Выручка компании с момента реорганизации из краевого учреждения в ОАО (11 марта 2013 года. — „Ъ“) составила 674,4 млн руб. (в 2012 году — 660,3 млн руб.). Чистая прибыль общества составила 147 млн руб. против 101 млн руб. в 2012 году.
ООО «Спектрум-Холдинг» входит в ГК «Спектрум», специализирующееся на подготовке и управлении строительством от его начала до использования конечного продукта — зданий и сооружений. Создано в 1998 году. Владельцем ООО, по данным «СПАРК-Интерфакс», является кипрское «И.Си.Эм.Эйч. Инжиниринг Констракшин Менеджмент Холдинг ЛТД» (96%), по 2% владеют управляющие партнеры ГК «Спектрум» Владимир Иванов и Петр Мазаев.
На этот раз у антимонопольщиков претензий по поводу проведенного конкурса нет. И.о. главы УФАС по Пермскому краю Антон Удальев отметил, что никаких обращений и жалоб по поводу проведения открытого конкурса в ведомство не поступало ни на этапе размещения документации, ни по итогам конкурса. По его словам, у не согласных с итогами конкурса компаний есть право обратиться в УФАС до момента заключения контракта. В то же время господин Удальев отметил, что в этот раз конкурсная документация была подготовлена в рамках 223 ФЗ о закупках для отдельных юридических лиц. Условия этого положения более свободные, отмечает господин Удальев. «То, что я видел по итогам конкурса, — есть и экономия, и участники конкурса не самые плохие», — отметил он.
Отметим, что у группы «Спектрум» богатый опыт работы с «Аэропортами регионов». В прошлом году этот проектировщик выиграл конкурсы на проектирование терминалов Саратова (аэропорт Центральный) и Самары (аэропорт Курумоч). Здешние инвестпроекты реализуются компанией Виктора Вексельберга. Кроме того, на сайте ГК «Спектрум» указано, что организация является инженером проекта здания аэровокзального комплекса аэропорта Кольцово (также входит в УК «Аэропорты регионов»). Собеседник в краевом правительстве заявил „Ъ“, что это обстоятельство власти не беспокоит: «Никакой связи между ними нет».
Вчера в УК «Аэропорты регионов» итоги конкурса оставили без комментариев. Источник, знакомый с позицией компании, признает, что у холдинга есть положительный опыт работы со «Спектрумом», но «не нужно искать подоплеку в этом»: «С равным успехом аэропорт мог бы выбрать и другую компанию». Собеседник отметил, что аэровокзал Южный в Ростове-на-Дону проектируют немцы из компании «АССМАНН Бератен-Планен», а в Нижнем Новгороде «Аэропорты регионов» привлекли «Сигни Груп».
Руководитель аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отметил, что, несмотря на то что у «Реновы» есть совместные проекты с победившим в конкурсе проектировщиком, это не означает, что впоследствии именно она будет выбрана в качестве инвестора. В то же время эксперт отметил, что если у проектировщика и инвестора есть опыт взаимодействия, то синергетический эффект проекта в целом окажется выше. «При проектировании важно не ограничиваться аэровокзалом, но и рассматривать перспективы для развития аэропорта в целом. И запланированная инфраструктура в виде гостиницы, бизнес-центра может превышать инвестиции в сам аэровокзал. Проект в любом случае должен опираться на ожидаемый пассажиропоток, и проектировщик может недооценить или переоценить возможности. Если он будет опираться на цифры, которые поддержаны инвестором, это был бы плюс», — отметил Олег Пантелеев. Впрочем, консультации проектировщик может вести с любой компанией на уровне экспертного мнения: «Было бы желание».