Вечные студенты
Кирилл Журенков выяснил: скоро мы будем учиться четверть века
Мы учимся все дольше, утверждают эксперты: к 2060 году продолжительность образования может составить четверть века
Мы — участники и свидетели образовательной революции: если в 1950-е в мире насчитывалось менее миллиарда грамотных людей, то сейчас их 3,5 млрд. Об этом говорится в докладе научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ Исака Фрумина. Глобальные изменения затронули не только среднюю школу: социальной нормой становится высшее образование. А когда-нибудь таким "пропуском в элиту" будет уже магистратура или аспирантура.
Однако, пожалуй, самые любопытные выводы доклада связаны с продолжительностью обучения в современном мире. Оказывается, этот период постоянно растет и, согласно прогнозам, к 2060 году может составить в России 20 лет (речь идет о среднем и высшем образовании). Для сравнения — в США тот же показатель будет равняться 25 годам.
Ключевая причина — экономическая. Одновременно с ростом продолжительности жизни возникают и более высокие требования к квалификации тех, кто выходит на рынок труда, объяснил "Огоньку" Исак Фрумин.
— Среднее образование слишком короткое, и 16-летний мальчик или девочка просто не способны конкурировать за рабочие места,— говорит он.— Ну и, конечно, современный человек должен постоянно учиться, подстраиваясь под быстрые перемены.
Однако, как показывают исследования, феномен вечных студентов связан не только с потребностями рынка труда или, скажем, с особенностями современного образования. В последнее время на рост числа людей, которые никак не расстанутся со студенческой скамьей, повлияли экономические трудности. На это не так давно обратили внимание в Италии: там нестабильность на рынке рабочей силы сильнее всего ударила... по людям с университетскими дипломами. Проблема коснулась 55,9 процента магистров и 83,2 процента бакалавров гуманитарных наук, согласно данным исследовательского института Eurispes. Как результат — многие студенты предпочли остаться в вузах, лишь бы не пускаться в свободное плавание. Только в начале 2000-х, согласно данным той же организации, 68 процентов итальянских выпускников задержались в университетских стенах, чтобы продолжить обучение. Схожую ситуацию еще несколько лет назад фиксировали и в США: там вырос средний возраст студентов — до 27 лет, а кое-где — до 35-37. Среди основных причин — отсутствие работы и попытки людей переждать лихие времена в студенческих аудиториях.
Но, пожалуй, самая серьезная проблема с вечными студентами возникла в Греции. По местным законам пока человек учится, он имеет право на множество бесплатных опций — от еды до проживания. При этом, по данным портала Greek Reporter, в стране больше университетов, чем во многих других европейских государствах, например во Франции, а вот число выпускников — значительно меньше, всего около 10 процентов от общего числа студентов. В марте этого года греческие власти потребовали от вузов в течение года избавиться от вечных студентов, то есть тех, кто поступил до 2006 года. Однако экономический кризис, как ни странно, оказал на самих молодых греков прямо противоположное воздействие: многие из них, сидевшие на студенческой скамье годами, сейчас стараются побыстрее закончить учебу... чтобы уехать и работать за рубежом. Можно ли говорить об этом как о тенденции, вопрос пока открытый.
Постоянный автор "Огонька", специалист по контролю качества программ высшего образования Анна Прийдак поясняет: даже после неблагоприятных изменений в экономике ряда европейских стран студенты здесь могут рассчитывать на различные формы финансовой поддержки.
— В Евросоюзе действует единая программа непрерывного образования, на которую с 2007 по 2013 год было потрачено около 7 млрд евро,— говорит Прийдак.— Дополнительно каждая страна заметно субсидирует вузы и выплачивает студентам стипендии, иногда в виде льготных кредитов, чтобы обучение оставалось доступным. Расходы немаленькие — на образование в целом идет от 10 до 15 процентов госбюджета.
Но есть и психологические причины. Как отмечает эксперт, нередко выпускники вузов оказываются ментально не готовы к ответственности, связанной с выходом на полноценную работу. Стараясь отодвинуть этот новый этап в своей жизни, они выбирают продолжение образования (магистратуру или аспирантуру), объясняя себе и окружающим, что просто хотят лучше подготовиться к жестким требованиям рынка труда.
Здесь феномен вечных студентов смыкается с другим глобальным явлением — появлением так называемого поколения бумеранга. В последнее время эксперты фиксируют: все больше взрослых детей возвращаются под одну крышу к своим родителям из-за финансовых трудностей. Первыми удивились в США: по данным исследователей из Pew Research Center, резко выросло число "молодых взрослых", обосновавшихся в многопоколенных домохозяйствах. Если в 1980 году их было всего 11 процентов, то в 2010-м этот показатель вырос до 21,6 процента. Похожий тренд зафиксировали и в Италии, Испании, Великобритании... Собственно, нечто похожее происходит и в образовании, где университет действительно становится для многих вторым домом — там можно спрятаться от трудностей большого мира.
Занятно, что и в Азии сегодня тоже столкнулись с проблемой вечных студентов, но там она обусловлена другими причинами: так, в Южной Корее перфекционизм в учебе стал зашкаливать, а репетиторов в стране, где ценятся только высшие баллы, больше, чем учителей. Дошло до того, что в Сеуле недавно ввели комендантский час: запрет на занятия на всевозможных подготовительных курсах после 10 вечера. Мир вечных студентов для многих стран уже реальность.