"Стороны должны убедить друг друга в серьезности своих намерений"
Россия и США обменялись взаимными обвинениями в эскалации кризиса на Украине. Российский МИД призвал прекратить все военные приготовления на юго-востоке страны. Заведующий отделом стратегических оценок центра ситуационного анализа РАН Сергей Уткин прокомментировал ситуацию ведущей Дарье Полыгаевой.
По данным МИДа, киевские власти стягивают в регион не только национальную гвардию и внутренние войска, но и бойцов частной военной организации из США. В свою очередь, Соединенные штаты назвали пророссийских сепаратистов инициаторами беспорядков на юго-востоке Украины. Госсекретарь США Джон Керри призвал Россию публично отмежеваться от их действий и воздержаться от агитации на территории другой страны.
— Как вы считаете, возможно ли международное вмешательство в ближайшее время?
— Военного международного вмешательства в ближайшее время, наверное, ожидать не стоит, но, конечно, будет очень серьезный дипломатический разговор, в первую очередь, на самых разных уровнях. И сейчас появилась некоторая надежда, что в силу серьезности ситуации стороны будут готовы к компромиссу больше, чем это было до настоящего времени.
— Как вы считаете, как может выглядеть этот компромисс?
— Ну, с российской стороны это понятно — признание легитимности Киева, то, что собственно дестабилизирует ситуацию в настоящее время, то, что Россия не признает легитимности правительства Яценюка и не признает в полной мере легитимность грядущих майских выборов. Со стороны возможных участников этих переговоров, и Соединенных Штатов, и Европейского Союза, в принципе, это может быть более гибкая позиция, по крайней мере, по Крыму. Потому что на самом деле все понимают, что Крым не является, с точки зрения России, предметом переговоров, но понятно, что Россия очень заинтересована в том, чтобы сложившийся сейчас статус-кво все-таки был признан мировым сообществом.
— Как вы считаете, международные посредники действительно готовы на компромисс, и Россия, и Соединенные Штаты в данном случае?
— Очень сложно будет добиться компромисса, но стороны должны как-то убедить друг друга в серьезности своих намерений, потому что до настоящего времени очень велики были подозрения обеих сторон, что каждый друг друга просто обманывает, и этот недостаток доверия, на самом деле, в основе всех проблем. Если мы уверены, что разговор идет серьезно, и мы действительно стараемся добиться компромисса, а не просто затянуть дестабилизацию на максимальное количество времени или вытеснить полностью Россию из украинской политики, если речь идет о позиции Запада, если эти опасения устраняются у нас, то можно надеяться на компромисс.
— Пока будут договариваться, как будет развиваться, по вашему мнению, ситуация на юго-востоке, смогут ли украинские власти держать ее под контролем?
— Ситуация, конечно, сложная, но здесь, во-первых, все-таки нужно с пониманием относиться к озабоченностям центральных украинских властей. Я думаю, что если бы России пришлось столкнуться с чем-то подобным, то наверняка тоже использовались бы силовые методы. То, на что они идут сейчас, это, в общем-то, вполне объяснимо. И если ситуация не будет раскачиваться снаружи, то, наверное, действительно у них есть возможность, чтобы стабилизировать ситуацию на востоке и перейти к переговорам с представителями восточных регионов, с тем, чтобы, может быть, расширить их представительство, их участие в деятельности центральной власти в Киеве.