В Голливуд со своим рублем

Как российские инвесторы зарабатывают на американских фильмах

Российские инвесторы отчаялись заработать на отечественном кино и устремились в Голливуд. Там успех тоже не гарантирован, зато практически отсутствует риск потерять все вложенное, а шансы преуспеть велики. Впрочем, существенно выше и цена входа в бизнес.

АННА ВАСИЛЬЕВА

Среди голливудских премьер этого года — "Город грехов-2. Женщина, ради которой стоит убивать" Роберта Родригеса, мультфильм "Пророк", озвученный Сальмой Хайек, "Белки" (фильм ужасов), исторический фильм "Батори" с российской актрисой Светланой Ходченковой в главной роли, "Ограбление по-американски" с Эдрианом Броуди, "Заразы" с Элайджей Вудом. Спросите: что общего у этих фильмов? Российские продюсеры. В "Город грехов" частично вложился Александр Роднянский. "Пророка" софинансирует российский сенатор и нефтедобытчик Леонид Лебедев (формально — его дочь Юлия, глава американской продюсерской компании Code Red Productions). "Белки" — проект компании "Базелевс" Тимура Бекмамбетова, а сразу три фильма — "Ограбление по-американски", "Заразы" и "Батори" — финансирует Enjoy Movies, в России известная дешевой, но кассовой продукцией с участием героев Comedy Club.

Список голливудских инвесторов российского происхождения, таким образом, расширяется. Роднянский, Бекмамбетов и Лебедев в этом бизнесе уже не первый год. Фонд Rodnyansky Production участвовал в съемках фильмов "Мачете убивает", "Козы", "Облачный атлас" и "Машина Джейн Мэнсфилд". Компания Code Red Production, в которой работает дочь Лебедева — Юлия, успела снять Орландо Блума в фильме "Хороший доктор" и выпустить картину "Уважаемые белые люди". Тимур Бекмамбетов вообще серьезно обосновался на голливудских холмах: после успешной режиссуры "Особо опасен" с Анджелиной Джоли он вместе с Тимом Бертоном выступил продюсером громких и прибыльных голливудских картин — мультфильма "Девять", кинофильмов "Авраам Линкольн: охота на вампиров" и "Фантом".

Новичок — Enjoy Movies. Одна из самых коммерчески успешных кинокомпаний в России рассчитывает на мировой успех. "Эти фильмы должны стать на порядок прибыльнее всех наших российских проектов",— уверен продюсер Enjoy Movies Георгий Малков. Причем решение о выходе на американский рынок компания приняла несмотря на то, что с прошлого года имеет доступ к невозвратным средствам Фонда кино.

Сняв фильм "Особо опасен" с Анджелиной Джоли, Тимур Бекмамбетов до сих пор остается самым успешным российским продюсером в Голливуде

Фото: Kobal/The Picture Desk/AFP

Работа со зрителями

Enjoy Movies, появившейся в 2010 году, долго не находилось места в небольшом списке мейджоров (крупнейшие кинокомпании), получающих невозвратные средства от Фонда кино. "Мы с завистью смотрели на кассовые российские фильмы того времени — "Ирония судьбы. Продолжение", "Адмирал", "Дневной дозор", "9 рота" — и понимали, что не можем позволить себе такие производственные бюджеты,— рассказывает Малков.— Если нет невозвратных денег от инвесторов, ты вообще мало что можешь себе позволить на российском рынке". Поэтому, по словам Малкова, решили работать с тем, что есть,— и в плане денег, и в плане аудитории.

"Вы думаете, легко привести российскую аудиторию в кино? Да как бы не так,— горячится Малков.— В стране всего-то 2-3 млн людей, систематически посещающих кинозалы. И вот попробуйте побороться за них, когда с другой стороны баррикады голливудское кино, бесконечные телесериалы, интернет и торговые центры с распродажами — все, на что они давно и плотно подсажены". Тем не менее Enjoy Movies удалось привлечь зрителей — это единственная кинокомпания, выпустившая подряд 13 коммерчески успешных фильмов. "Поэтому мы, конечно, удивили первых инвесторов, исправно выплачивая им дивиденды,— довольно улыбается Малков.— Они приходили к нам, по привычке в душе уже попрощавшись с деньгами, воспринимая кино как спонсорство, как плату за большое искусство. А мы им все не только возвращали, но еще и что-то зарабатывали с невысокой, но достойной для рынка рентабельностью".

Тешили себя инвесторы осознанием причастности к большому искусству или нет, неизвестно, но госструктуры на этот счет иллюзий не имели. Предыдущий глава Фонда кино Сергей Толстиков не включил Enjoy Movies в список мейджоров, которые получат поддержку, не желая иметь отношение ни к "беременному" Михаилу Галустяну, ни к Галустяну в виде "того еще Карлсона". "Говорил, что мы не просвещаем зрителя,— усмехается Малков.— Что у нас фильмы низкопробные. Об этом же нам, что особенно возмутительно, говорят и телепродюсеры, благодаря госденьгам появляющиеся на рынке кинопроизводства. Сами же своими сериалами сформировали нашу аудиторию, а теперь обвиняют нас в том, что мы с ней работаем".

Впрочем, после того как Фонд кино возглавил Антон Малышев, Enjoy Movies все-таки попала в список мейджоров — получателей субсидий. Денег, по словам Малкова, дадут в два-три раза меньше, чем конкурентам, но и то хлеб. "С поддержкой фонда у нас будет ряд проектов совсем не комедийного жанра",— обещает он. И тем не менее приоритетом компания считает Голливуд: помимо трех фильмов, готовящихся к релизам, в портфеле еще около пяти.

Добившись успеха на убыточном российском кинорынке, Enjoy Movies надеется стать первым успешным российским продюсером и в Голливуде. "Там серьезный бизнес, большая благодарная аудитория, выход в международный прокат,— перечисляет Малков.— Не сказать, что российские продюсеры как-то этим пока пользовались, а мы воспользуемся".

Фото: пресс-служба компании "Наше кино"

Как закалялся продюсер

Первым успешным русским продюсером Малкову в Голливуде, конечно, не стать — это место занял Тимур Бекмамбетов. Другие коллеги по цеху столь рьяный оптимизм тоже оценивают скептически. "Не важно, где ты продюсируешь фильм, в Америке или России, шансы на успех одинаковые,— утверждает Леонид Лебедев.— Да, многое зависит от твоего опыта как продюсера, умения выбрать правильный сценарий и нужного режиссера, от правильного момента для съемок и идеального маркетинга. Но в любой момент тебя все равно может постичь неудача".

Лебедев честно признается, что так было с первым его голливудским фильмом "Хороший доктор", "сборы которого не поднял даже великий Орландо Блум". На производство было потрачено около $7 млн, а киносборы не дотянули даже до $1 млн. "Это в том числе моя ошибка,— кается Лебедев.— Я видел, что прекрасный режиссер из Ирландии Лэнс Дейли снимает отличное кино. Но европейское, не американское. В нем много диалогов и мало динамики. Я должен был его остановить, нацелить на кассовое, а не авторское кино, а если не удалось бы, высказав огромное уважение, заменить другим режиссером. Но я этого не сделал. Не то чтобы жалею, но в следующий раз буду умнее".

Другой голливудский проект Лебедева и его дочери Юлии — недавно вышедший фильм "Уважаемые белые люди" — такими убытками уже не грозит. В прокате картина собрала $1 млн — всего половину бюджета,— но ею заинтересовались американские телеканалы. Если переговоры о продаже прав увенчаются успехом, то по мотивам основного сюжета фильма — истории жизни четырех чернокожих студентов — будет сниматься большой телесериал.

"А то, что никакого бизнеса в российском кино нет, я понял еще в середине 1990-х, когда на фильме "Музыка для декабря" Ивана Дыховичного потерял порядка $1 млн,— описывает свой путь в Голливуд Лебедев.— С тех пор я время от времени спрашивал своего близкого друга Олега Янковского: "Ну что, пошел ли бизнес в кино?" И он всегда с улыбкой отвечал мне: "Нет, Леня, не пошел"".

Лебедев не послушал друга и все же создал в 2007 году кинокомпанию "Красная стрела" для работы на российском рынке. Впрочем, он вполне отдавал себе отчет, что это "скорее хобби, нежели бизнес". Действительно, ни один из десяти вышедших в прокат кинофильмов не стал суперуспешным. "Конечно, были безубыточные проекты: "Стиляги" собрали в прокате $17 млн, "Географ глобус пропил" собрал $4,5 млн при бюджете $3 млн,— говорит Лебедев.— Но прибыль, как известно, достается кинотеатрам, а инвестор, если выходит в ноль, уже счастлив".

Последние инициативы власти в отношении кинорынка инвестор оценивает скептически. Не так давно министр культуры Владимир Мединский в очередной раз предлагал увеличить финансирование мейджоров, а на показ зарубежных фильмов ввести квоты и к тому же сделать финансово невыгодным показ зарубежных фильмов категории В (к ней часто относят авторское кино и артхаус).

Фильм "Географ глобус пропил" для сенатора Леонида Лебедева — единственный прибыльный кинопроект в России

Фото: Александр Щербак, Коммерсантъ

"Зрители все равно будут выбирать себе кино по вкусу — если не в кинотеатре, то в интернете", — выражает свою точку зрения Лебедев. — Бороться нужно не с западными фильмами, а с произволом кинотеатров, которые скрывают свои истинные доходы, и с пиратами. Но это все долгая история, и пока что предпочтительнее выглядит, конечно, Голливуд".

Голливудская эффективность

"За прошлый год 59 вышедших отечественных фильмов собрали $257,64 млн,— делится статистикой Александр Семенов, главный редактор журнала "Кинобизнес сегодня".— Ровно столько, сколько создатели потратили на их производство. Если учесть, что половина киносборов оседает в кинотеатрах, то инвесторам досталось в два раза меньше того, что они вложили". Заработали, как обычно, только мейджоры. Кинокомпаниям "Нон-стоп Продакшн" Роднянского и "Арт Пикчерс" Дмитрия Рудовского и Федора Бондарчука большую часть прибыли принес фильм "Сталинград", ставший абсолютным чемпионом кассовых сборов ($52 млн при бюджете $30 млн). Компания "ТаББак" Тимура Бекмамбетова заработала на привычно успешных "Елках" ("Елки-3" собрали $38 млн при бюджете $5 млн) и звездном "Горько!" ($25,5 млн при бюджете $1,5 млн), студия "ТриТэ" (совместно с ВГТРК) Никиты Михалкова — на фильме "Легенда 17" ($30 млн при бюджете $10 млн).

Основу прибыли традиционно составляют дотации Фонда кино: в прошлом году они превысили $70 млн. Единственное исключение в приведенном выше списке успешных кинодеятелей — Тимур Бекмамбетов. В его доходах дотации составляют малую долю, основная часть — за счет рынка. Неудивительно, что Бекмамбетову и в Голливуде сопутствует успех. Мультфильм "9" при бюджете $30 млн собрал по всему миру более $50 млн, еще около $10 млн принесла продажа прав на DVD, немногим меньше — продажа прав кабельным телеканалам. Вполне успешными были и два других его фильма — "Авраам Линкольн: охотник на вампиров" и "Фантом". Инвестиции Бекмамбетова и его партнеров в России и Америке приносят примерно одинаковый доход. И только из-за более высокой цены входа в американскую киноиндустрию в России Бекмамбетов реализует одновременно десятки проектов, а в Голливуде — пока единицы.

"В Голливуде порой выгоднее создавать малобюджетные фильмы, не выпускать их в прокат и зарабатывать только на продаже прав,— подтверждает кинопродюсер Дмитрий Рудовский.— Только нужно помнить, что для того, чтобы эти права купили, фильм должен быть все-таки очень качественный. Другого кино в Америке просто нет, даже если бюджет исчисляется парой миллионов долларов". С точки зрения перспектив голливудского новичка — компании Enjoy Movies — качество как раз и остается под большим вопросом.

Вся лента