Правила игры
защищает Алексей Кудрин, председатель Комитета гражданских инициатив
Новые вызовы для нашей экономики, связанные со снижением темпов экономического роста и, отчасти, западными санкциями, никак не уменьшают желания правительства увеличить госрасходы. В том числе — путем модификации бюджетного правила.
Сейчас правило определяет верхнюю планку расходов федерального бюджета. Этот лимит задается суммой налоговых поступлений от "ненефтяной экономики", нефтегазовых доходов, рассчитанных в зависимости от базовой (средней за последние несколько лет) цены на нефть, и дефицита бюджета в 1%. Базовая цена в 2013 году была определена на уровне $91 (фактическая составила $107,5). На 2014 год она определена в $93, на следующие два года — $95. По правилу все нефтегазовые доходы, полученные сверх базовой цены, должны зачисляться в Резервный фонд или Фонд национального благосостояния. И тратиться Резервный фонд может только при снижении цены ниже базовой. Например, если цена на нефть снизится до $80, фонда, который составляет сейчас 3,148 трлн руб., хватит на два года. Это должно позволить перестроить политику, не допустив обвального прекращения финансирования расходов. Напомню, что в 2009 году цена была $61.
Но в правиле есть оговорка: если иные запланированные доходы бюджета не поступают, нефтегазовые доходы можно тратить на их замещение. Эта лазейка сработала в прошлом году, когда из-за меньшего роста ВВП были недополучены "ненефтегазовые" доходы на 454 млрд руб. и провалилась программа приватизации еще на 386 млрд руб. Зато за счет высокой цены на нефть и слабого курса рубля доходы сверх базовой цены составили 985 млрд руб., из которых большая часть пошла на компенсацию недополученного. В Резервный фонд оставалось зачислить только 212 млрд руб.
В нынешнем году при нулевом росте ВВП, откладывании приватизации из-за плохой конъюнктуры и отмене внешнего займа на $7 млрд бюджет может недополучить примерно 700 млрд руб. при общем объеме доходов около 13,6 трлн руб. И вновь выручает "авось": высокая цена на нефть (около $106) и слабый курс (около 36 руб. за доллар) дадут примерно 800-900 млрд руб. Ситуация в 2015-2016 годах ожидается еще более острой.
И на этом фоне предлагается увеличить бюджетный дефицит, который вновь должен быть покрыт дополнительными заимствованиями или, при вновь хорошей внешней конъюнктуре, нефтегазовыми доходами еще примерно на 1% ВВП. Даже если бы темпы роста так стремительно не падали, рынки заимствования не захлопывались, а Запад не форсировал план уменьшения закупок нашего сырья, изменение правила выглядело бы сомнительно. Но в нынешних условиях это представляется авантюрой.
Аргумент относительно нехватки денег на госинвестиции в инфраструктуру и стимулирование экономики выглядит слабо, так как в этом году расходы на оборону и безопасность выросли на 700 млрд руб. и в ближайшие годы еще будут прирастать на 300-400 млрд руб. ежегодно при уменьшении федеральных расходов на образование и здравоохранение. Социальные параметры, включая пенсионный возраст, не пересматриваются. Неучтенными остаются серьезные потребности ряда регионов в федеральной поддержке.
Политика последних лет привела нас к тому, что в момент наступления стагнации все резервы оказались исчерпанными. Структурные реформы или маневр в пользу роста не рассматриваются. Очевидно, вопрос здесь не к Минфину, а к отсутствию политической воли к реформам. Нынешняя политика Минфина по покупке валюты для Резервного фонда не уменьшает количества денег в экономике, не приводит к стерилизации, поскольку он покупает валюту на рынке, а не у ЦБ. В свою очередь ЦБ кардинально сократил эмиссию и перешел к более свободному курсу. В условиях давления рынка на рубль ЦБ разумно проводит сдержанную политику и больше использует механизмы рефинансирования.
Ослабление правила, по моей оценке, приведет к снижению суверенного кредитного рейтинга страны минимум на 1 пункт. Займы государства и частного сектора подорожают.
Известно, что если вы повышаете расходы, то впоследствии неизбежно вырастут налоги и долг страны. Я бы посоветовал правительству искать решение без повышения расходов. Это вынужденная мера и "меньшее зло" по сравнению с обвалом финансирования расходов, который может случиться в рамках более пессимистического сценария.