Балет ушел на войну
English National Ballet отмечает столетие Первой мировой
Премьера балет
Идущий в первом отделении балет "No Man`s Land" ("Ничейная земля") на музыку Ференца Листа поставил 28-летний Лиам Скарлетт, уже популярный в мире хореограф. В нем мужчины уходят на фронт, с трудом отрываясь от виснущих на них женщин (хороший повод сочинить замысловатые поддержки), а возвращаются уже призраками, спускаясь извивающейся змейкой по пандусу подобно Теням в балете "Баядерка", только суровым мужским шагом, без арабесков. Кульминацией балета стали три дуэта, первый из которых — чувственный и пылкий — украсила Ксения Овсяник (выпускница Белорусского хореографического колледжа), а в третьем — самом драматичном — блистала "играющий тренер" Тамара Рохо. Похоже, в дуэтах не остался неиспользованным ни один элемент, коими в балете принято выражать все оттенки любовных чувств — от легкого влечения к ничем не утоляемой страсти: тут и лихие поддержки, и призывные позы на плечах партнера, и стремительные туры в арабеск, и упоенные откидывания обессилевшей партнерши на руку кавалера. Несмотря на осовремененную лексику, сочинение молодого автора выглядит на удивление старомодным и вызывает в памяти работы патриарха английского балета Кеннета Макмиллана.
Тема призраков погибших солдат стала главной и у Расселла Малифанта, 52-летнего хореографа, известного в России своими постановками для мировой звезды Сильви Гиллем. Его балет "The Second Breath" ("Второе дыхание") на специально заказанную музыку Энди Коутона, насыщенную шумовыми эффектами, вызвал ассоциации с балетом "Жизель". Только вместо покойниц здесь бродят привидения мужского пола — собираются в кружки, строят сами себе памятники, вздымая кого-то вверх, в то время как закадровые голоса зачитывают на разных языках мартиролог погибших и статистику потерь. Во второй половине балета на поле битвы появляется женщина (Анжюли Хадсон). Сила ее горя материализует одного из призраков (Джошуа Макшерри-Грей), с которым они пускаются в длинный дуэт. Извечный балетный поединок двух полов здесь превращается в безуспешную попытку женщины вытащить, перетянуть к себе любимого с той стороны барьера, разделяющего жизнь и смерть. Если хореография классических балетов напоминает пазл, собираемый из отдельных комбинаций движений, то у Расселла Малифанта этот пазл состоит из отдельных поз, иногда собранных настолько нелогично, что диву даешься, как тела артистов могут с этим справляться.
Балет "Dust" ("Пыль") для третьего отделения поставил всемирно известный хореограф contemporary dance 39-летний Акрам Хан. В музыку, сочиненную британской актрисой и композитором Жослин Пук, вплетена архивная аудиозапись 1916 года: неизвестный солдат бесконечно повторяет фразу "мы здесь, потому что мы здесь, потому что мы здесь..." на мотив известной шотландской песни "Старое доброе время". И начинается балет с мощной заявки на философское осмысление войны. Шеренга артистов, выстроившаяся лицом к залу, залпом "расстреливает" протагониста и показывает зрителям выкрашенные в белое ладошки: наши руки чисты, мы выполняли свой долг. И пока герой умирает в корчах, кордебалет перестраивается и образует живую волну из тел артистов. Это волна поднимает погибшего, он встает во весь рост и, обретя силы, уже сам раскачивает волну, подобно звонарю на колокольне. Можно воспринимать этот образ как визуализацию символа неизвестного солдата, можно — как метафору смерти. Но впечатление создается исключительно сильное, усугубленное мастерски поставленным светом, в котором особый смысл обретает неистовая пляска женского ансамбля — будто валькирии спустились на поле битвы, чтобы унести павших героев в Валгаллу. Захватывает и центральный дуэт (Тамара Рохо и сам Акрам Хан), где мужчина и женщина спаяны как живое воплощение инь и ян: зеркальные отражения поз, параллельные вращения артистов, соприкоснувшихся лбами. "Пыль" — первая работа Акрама Хана для классической труппы, и дебют явно удался.