Не первый план
Основная часть программы празднования 300-летия Омска исполняется неэффективно
План мероприятий программы по подготовке празднования 300-летия Омска, которое будет отмечаться через два года, выполнен лишь на четверть. Из 94 млрд руб., предусмотренных на строительство крупных инфраструктурных и социальных объектов, за шесть лет освоено 23,5 млрд руб. До сих пор не утвержден проект переформатирования омского метро в скоростной трамвай и неясна судьба аэропорта Омск-Федоровка. Минрегионразвития РФ констатировал, что мероприятия программы исполняются неэффективно «в силу ограниченности ресурсов и организационных проблем».
Вчера министр регионального развития РФ Игорь Слюняев провел в Омске шестое заседание оргкомитета по подготовке к празднованию 300-летия Омска. Во вступительной речи чиновник напомнил, что стоимость «юбилейной» программы превышает 94 млрд руб., из которых 27 млрд руб. выделяет федеральный бюджет. Остальные средства должны поступить из областной казны, муниципалитета Омска и внебюджетных источников.
Как писал „Ъ”, в январе 2007 года президент России Владимир Путин подписал указ о подготовке празднования 300-летия Омска, которое будет отмечаться в 2016 году. В декабре 2008 года правительство РФ утвердило план основных мероприятий юбилея. Самые масштабные пункты — строительство плотины на Иртыше, метрополитена, первой очереди аэропорта Омск-Федоровка.
Об итогах исполнения плана основных мероприятий программы отчитался губернатор Омской области Виктор Назаров. Глава региона сообщил, что почти за шесть лет на подготовку юбилея города израсходовано порядка 23,5 млрд руб., из которых 12,8 млрд руб. — средства из федерального бюджета, 8,3 млрд руб. — из областного. Сколько было выделено на реализацию программы из муниципального бюджета и внебюджетных источников, господин Назаров не пояснил. Губернатор сказал, что до конца года будет введен в эксплуатацию западный обход Омска, который должен соединить федеральные дороги Тюмень—Омск и М-51—«Байкал». Кроме того, в августе чиновники рассчитывают сдать путепровод через Транссибирскую магистраль на улице Торговой. «Самый большой объем работ в 2013 году выполнен на Красногорском гидроузле — почти на 1,5 млрд руб., значительная сумма — 1,4 млрд руб. освоена на строительстве метрополитена. В целях удешевления возведения объекта подготовлены предложения о переформатировании классического метро в легкорельсовый транспорт», — пояснил Виктор Назаров.
После этого глава региона добавил, что «с учетом бюджетной обеспеченности» из плана мероприятий по подготовке к юбилею Омска исключили четыре объекта: библиотеку, поликлинику и еще два «незнаковых для города объекта». «Предусмотренные на них средства будут перекинуты на строительство поликлиники на Левобережье», — сообщил Виктор Назаров. Стоимость исключенных из программы объектов превышает 500 млн руб.
Вслед за губернатором выступил мэр Омска Вячеслав Двораковский. Градоначальник акцентировал внимание федерального министра на необходимости увеличить финансирование юбилейной программы. «В городе надо ремонтировать дороги, построить пешеходные тротуары и линии наружного освещения. В условиях дефицита бюджета 10%, то есть больше 700 млн руб., город с этой задачей не справится. Правительству Омской области нужно взять руководство над выполнением программы 300-летия Омска», — заявил господин Двораковский.
Выслушав доклады первых лиц Омского региона, Игорь Слюняев раскритиковал действия властей. Мэру Омска он рекомендовал не просить деньги у федерации, а разрабатывать мероприятия по повышению собственных доходов. «Денег дополнительных не будет», — отрезал господин Слюняев.
Заместитель директора департамента инвестиционных проектов, целевых и специальных программ развития субъектов РФ Минрегиона Екатерина Раймхен констатировала, что протокол предыдущего заседания оргкомитета «недостаточно эффективно исполняется в силу ограниченности ресурсов и организационных проблем». Игорь Слюняев обвинил в этом федеральных чиновников. По его словам, несмотря на то что Минтранс РФ входит в оргкомитет по подготовке Омска к празднованию 300-летия, ведомство не в курсе планов регионального правительства по переформатированию метро в легкорельсовый транспорт. Глава минрегионразвития РФ призвал федеральный минтранс активнее работать с областью и «выходить на решение до 30 мая». «По аэропорту Омск-Федоровка также ничего не сделано! Написали план мероприятий и забыли про него. 2016 год наступит очень быстро, не успеем оглянуться», — сказал министр.
В итоге Игорь Слюняев призвал членов оргкомитета наладить четкое взаимодействие между федеральными профильными ведомствами, региональным правительством и муниципалитетом «в плане подготовки соответствующей документации, определении объемов финансирования». Для более оперативного реагирования на возникающие проволочки с выполнением программы заседания оргкомитетов решено проводить два раза в год. Следующее заседание состоится 6 сентября.