"Все китайское в первую очередь интересует самих китайцев"

Китайский фарфор установил новый ценовой рекорд. Пиала династии Мин ушла с молотка за $36,5 млн. Всего в мире сохранилось 14 таких чаш. Знаменитый фарфор практически невозможно купить иностранцам: китайские коллекционеры делают самые высокие ставки. Подробности — у Аэлиты Курмуковой.

Фото: Павел Смертин, Коммерсантъ

Фарфоровую пиалу за $36,5 млн купил китайский коллекционер Лю Ицянь. Торги Sotheby's прошли в Гонконге и установили ценовой рекорд. Кстати, эта чаша века с изображением петуха, курицы и цыплят на фоне цветка уже была на торгах. В 1999 году лот династии Мин ушел за $3,7 млн, став самым дорогим предметом китайского фарфора. За XVIII лет пиала подорожала в десять раз. Купить посуду с историей в 500 лет практически невозможно. Китайцы скупают все китайское, сообщил гендиректор портала ARTinvestment Константин Бабулин.

"Все китайское в первую очередь интересует самих китайцев, и в этом смысле с ними конкурировать тяжело. Где они не могут купить, они пытаются заблокировать продажи, когда делали ставки запретительные, чтобы не купили, невзирая на то, что, понятно, такие вещи пресекаются, аукционы отслеживают. Тем не менее, такие большие коллекционеры в России, наверняка, есть. Такие вещи, чтобы на внутренних наших аукционах что-то такое китайское предлагалось и кто-то бился отчаянно в зале, я не могу вспомнить. Если вы регулярный участник, тогда вы участвуете без предварительных финансовых обязательств, если вы новый игрок, для них неизвестный, тогда вплоть до того, что нужна выписка с банковских счетов, что вы платежеспособный человек", — рассказал Бабулин.

Кстати, подобная сделка была зафиксирована осенью 2010 года на торгах в Лондоне. Бизнесмен из Пекина купил китайскую вазу XVIII века почти за $70 млн. Кроме того, он должен был оплатить комиссионный сбор. Итоговая цена $83 с лишним миллионов. Однако китайский бизнесмен так и не перевел деньги на счет. И фарфоровую вазу снова выставили на торги и продали вдвое дешевле. Что касается коллекционера, который не смог расплатиться, в таких случаях его вычеркивают из списка покупателей пожизненно. Китайский фарфор могут себе позволить единицы. И контрафакта на рынке слишком много.

В конце XIX века появилось много подделок фарфора времен правления императора Канси (XV-XVI век), которые были достаточно убедительными, чтобы обмануть профессионалов. Эксперты советуют не путать понятия подделки и копии. Так, к примеру репродукции фарфоровых изделий династии Сун (она правила с 960 года по 1368 год) сделали в начале XVIII века в Цзиндэчжэне — столице китайского фарфора. Изделия цвета морской волны состарили путем кипячения в мясном бульоне и хранили в канализации. Что касается провенанса, то на аукционах редко появляется, к примеру, чашка Николая II. Чаще всего речь идет о фарфоре времен правления царской династии, сообщил директор канцелярии главы Российского императорского дома Александр Закатов.

"Редко можно встретить где-то в источниках и в архивных документах, что государь пил из такой-то кружки китайского фарфора. У них были очень редкие, конечно же, в их собраниях уникальные вещи, которые им дарили, но это не значит, что они ими пользовались. Они украшали залы, кабинеты, но сами пользовались обычно нероскошной продукцией. Когда нужно было показать блеск империи, тогда, конечно, выставлялось на стол самое лучшее. В ряде случаев можно установить, но таких предметов, к сожалению, осталось очень мало", — сообщил Закатов.

Китайский фарфор собирали не только богатые европейцы, но и люди среднего класса. Еще Даниэль Дефо писал "в каждом доме, на каждом камине, до вершины потолка все уставлено китайским фарфором". И тогда речь вовсе не шла об экспорте. Китайцы использовали фарфор в качестве балласта судов, которые перевозили шелк и чай. Гениальное решение повлекло за собой массовое производства фарфора в Китае.

Вся лента