"Единственный козырь Киева — предоставление большей автономии регионам"

Кризис на юго-востоке Украины может быть разрешен силовыми методами. Об этом заявил глава украинского МВД Арсен Аваков. Политтехнолог Дмитрий Тульчинский обсудил подробности с ведущим Алексеем Корнеевым.

Фото: Кирилл Чуботин, Коммерсантъ

По словам Авакова, режим антитеррористической операции в трех восточных областях не отменен. Ситуация должна разрешиться в ближайшие 48 часов. Причем у правоохранительных органов есть два варианта — переговоры и применение силы.

— Аваков буквально заявил, цитирую его слова: "Для тех маргиналов, кому важен конфликт, они получат силовой ответ, а для тех, кто воспринимает диалог, будет предложен диалог, политическое решение". Как вы думаете, в процентном соотношении каких больше сейчас людей, тех, кто находится, в том числе в Луганской СБУ?

— Я думаю, что людей, которые способны на конфликт и готовы на его какие-то физические продолжения, всегда меньшинство. Так что я думаю, что 80% — это все равно люди, с которыми можно сесть за стол переговоров. 20% людей, которые на переговоры не пойдут и будут готовы к любым развитиям событий, вплоть до каких-либо физических действий.

— То есть, есть шанс, что все-таки ситуация обойдется без стрельбы?

— Очень хотелось бы на это надеяться.

— Насколько реальны эти 48 часов? Почему в такой ультимативной форме глава украинского МВД выбирает форму диалога?

— Я не знаю, почему были выбраны 48 часов, а не 24 или 72. Суть остается в том, что современные реалии украинской политики таковы, что если сейчас они допустят любое рассечение страны в какое-то перманентное состояние противостояния, то, скорее всего, выборы, которые наиболее важны для легитимизации власти, не состоятся. Поэтому очень короткие сроки, сжатые, и остается достаточно большой шанс на решительные действия.

— Если это переговоры, то о чем действительно Киев может договориться с регионами? Какие у него могут быть козыри в этой ситуации?

— Я думаю, что козырь единственный — это потенциальное предоставление большей автономии, возможно, и федерализации. Но после майских выборов президента.

— Автономии по принципу Крыма, то, что было в Крыму?

— Вы знаете, я думаю, что шанс есть на разные варианты. В каждой области будет предложен какой-то свой вариант. Но все дальнейшие действия 100% будут отложены до того, как в Киеве появится полностью легитимная власть, то есть появится президент.

— Мы, правда, пока не слышим о каких-то лидерах у сепаратистов, ни в Луганске, ни в Донецке. Это может мешать переговорному процессу?

— Это всегда очень мешает переговорному процессу, потому что нет очевидных лидеров, договоренность с которыми будет соблюдена всеми остальными. Поэтому толпа растекается. Здесь повышается шанс на силовой вариант из-за того, что не с кем реально сесть за стол переговоров.

Вся лента