Крым устанавливает границы полномочий
Новые субъекты РФ предлагают Москве договорные отношения
Проект основного закона Республики Крым (есть у "Ъ") оставляет открытыми вопросы о статусе языков, разделении постов главы республики и главы совета министров Крыма, а также о составе парламента, но допускает подписание с РФ "договора о разграничении предметов ведения и полномочий", подобного тому, что заключен между федеральным центром и Татарстаном. Не исключает подписания аналогичного договора и проект устава Севастополя. В Госдуме считают, что для урегулирования отношений Москвы и субъектов РФ достаточно и действующих статей Конституции РФ. При этом и в конституции Крыма, и в уставе Севастополя предусмотрено назначение глав субъектов.
Вчера прошло последнее официальное заседание конституционной комиссии Крыма. Открывая заседание конституционной комиссии, спикер Госсовета Владимир Константинов назвал проект основного закона "прорывом для республики". "Текст окончательно сложился сегодня к 11 часам дня, после того как ночью над ним еще работали",— сообщил членам комиссии ее глава, первый вице-спикер Госсовета Григорий Иоффе. Однако работа над проектом крымской конституции еще не окончена: сегодня его должны обсудить комиссии Госсовета. В пятницу Госсовет планирует принять конституцию, реализуя, как сказано в преамбуле документа, волю "многонационального народа Республики Крым, выраженную в решении референдума от 16 марта" о присоединении к РФ. Для этого потребуются голоса двух третей депутатов, но проблем с поддержкой не ожидается. Уже в субботу документ может быть опубликован и вступит в силу.
Представленный вчера проект состоит из десяти глав и 95 статей, некоторые из них нетипичны для уставных документов старых регионов РФ. К примеру, ч. 4 ст. 6 предполагает, что разграничение предметов ведения между органами госвласти РФ и Крыма будет осуществляться в том числе в соответствии с "договором о разграничении предметов ведения и полномочий". "Уникальный, единственный в своем роде договор о разграничении полномочий" подписан РФ с Татарстаном и действует до сих пор, будучи подкрепленным федеральным законом, напомнил членам комиссии выступавший "в качестве консультанта" глава комитета Госсовета Татарстана по законности и правопорядку Шакир Ягудин. По его словам, "многие аспекты становления Крыма" также требуют "эксклюзивного подхода".
Насколько самостоятельным сможет быть Крым, "зависит от его руководства", заявил "Ъ" господин Ягудин. В руководстве Госсовета "Ъ" не смогли ответить, насколько принципиально для них заключение специального договора с центром. Собеседник "Ъ" отметил лишь, что у Татарстана в этом смысле более богатый опыт. Глава комитета Госдумы по конституционному законодательству Владимир Плигин, "не предрешая" решение Госсовета Крыма, заявил "Ъ", что "Конституция РФ в принципе допускает заключение договоров", но "складывающаяся практика свидетельствует о том, что для урегулирования отношений в рамках РФ" достаточно ст. 71-73 Конституции РФ (описывают предметы ведения федерации и предметы совместного ведения центра и регионов) и норм, прописанных в уставных документах регионов.
Глава комиссии Госсовета по нормотворческой деятельности, секретарь конституционной комиссии Ефим Фикс отметил, что если бы у Крыма в составе Украины было "30-40%" прав от тех, что зафиксированы в проекте, то ситуация могла бы быть другой. Тем не менее некоторыми традициями Крыма при подготовке конституции пришлось пренебречь, признал член комиссии, советник спикера Госсовета Григорий Демидов. В частности, "парламентской формой правления", которая не соответствует российскому опыту, пояснил он: Госсовет расстанется с частью функций по контролю за исполнительной властью. Глава региона сможет не только самостоятельно формировать правительство. Его законодательные инициативы в Госсовете, согласно ч. 2 ст. 78 проекта, должны рассматриваться "в первоочередном порядке".
Кроме того, открытым остался вопрос о том, в каком составе будет работать парламент. В ч. 4 ст. 69 проекта конституции указано, что Госсовет "является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей депутатов", но в ч. 3 той же статьи, где должно быть прописано их общее число, появился прочерк. По информации "Ъ", не исключено, что вопрос о числе депутатов пока отложен и будет урегулирован отдельным законом. Накануне в версии конституции, согласованной Кремлем, речь шла о сокращении депутатского корпуса вдвое — со 100 до 50 человек (см. "Ъ" от 9 апреля), хотя в руководстве самого Госсовета "Ъ" сообщили, что настаивают на сохранении как минимум 75 депутатов.
На откуп законам, которые будут приниматься позже, будет отдано еще несколько принципиальных вопросов. К примеру, ч. 1 ст. 10 конституции устанавливает, что государственными языками республики "являются русский, украинский и крымско-татарский", но ч. 2 ст. 10 оговаривает, что "статус" этих языков "устанавливается законодательством" РФ и Крыма. А в ч. 3 ст. 81 проекта прописано, что законом Крыма может быть установлено, "что глава республики не совмещает свою должность с должностью председателя совета министров". Хотя в интервью "Ъ" (см. "Ъ" от 31 марта) Григорий Иоффе говорил о том, что глава республики будет одновременно и главой совмина (сейчас этот пост занимает Сергей Аксенов). По проекту конституции, как и предсказывал "Ъ", глава республики не будет избираться напрямую населением, а будет назначаться через парламент — процедуру также предстоит еще законодательно прописать. Чтобы "войти в ритм", придется принять около 300 законов и 1 тыс. постановлений, заявил Ефим Фикс.
Большая часть заседания прошла за закрытыми дверями. Участники заседания предлагали в ближайшее время закрепить законодательно "статус коренных народов" и их представительных органов (в том числе крымско-татарского меджлиса), заранее обговорить параметры избирательной системы Крыма и вписать в конституцию, к примеру, норму о региональном уполномоченном по правам человека и Конституционном суде субъекта РФ. Руководивший заседанием Григорий Иоффе оставил эти вопросы открытыми. "Это в Украине что не запрещено законами, то все равно запрещено. В России что не запрещено, то разрешено",— заявил он.
Договорные отношения предусматривает и проект устава Севастополя (есть у "Ъ"). Согласно ст. 9 устава, "разграничение предметов ведения и полномочий регулируются договорами, заключенными в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами". Проект устава Севастополя сегодня будет дорабатываться в комиссиях, а уже в пятницу депутаты рассмотрят его на пленарном заседании — для принятия устава понадобится поддержка двух третей депутатов.
Губернатор Севастополя, согласно проекту, формирует правительство, но возглавлять его может другой человек. Всеобщих выборов главы города, вопреки первоначальным планам (см. "Ъ" от 5 апреля), опять не будет. Если раньше главу города назначал президент Украины, то в РФ губернатор будет избираться на пять лет депутатами законодательного собрания по предложению президента. При этом численность парламента города сократится почти втрое — с 76 до 24 народных избранников. Срок полномочий депутатов, как и у губернатора, составит пять лет, при этом порядок их избрания (по мажоритарной, пропорциональной или смешанной системе) определит позже городской закон о выборах. При этом клятву о том, чтобы "честно и добросовестно исполнять обязанности", приносить при вступлении в должность в Севастополе будет не только губернатор, как это принято во всех субъектах РФ, но и каждый депутат, получая мандат.