Охотник на живопись

Татьяна Маркина о собрании Майи и Анатолия Беккерман в ГМИИ имени Пушкина

В Белом зале и колоннаде Главного здания музея открывается выставка, посвященная собранию коллекционера и арт-дилера Анатолия Беккермана. По-видимому, этой весной она будет единственной привозной выставкой "классического" русского искусства, интересного коллекционерам, в Москве. Аукционные дома Sotheby's и Christie's отменили свои традиционные предаукционные показы в связи со "сложной геополитической ситуацией".

Нью-йоркская галерея Беккермана ABA существует уже чуть ли не сорок лет, а ее владелец объездил весь мир в поисках русской живописи. Удовольствие, как рассказывает сам господин Беккерман, он получает не от того, что умеет купить дешевле, а продать дороже: элемент охоты, поиск редких произведений — вот что приносит наслаждение. Произведения из коллекции ABA и личного собрания Анатолия Беккермана участвовали в крупнейших выставках, начиная с "Русский футуризм и Давид Бурлюк" 2000 года в Русском музее, и до "Время собирать" 2013 года, побывавшей и в Петербурге, и в Москве.

Но в ГМИИ собрание нью-йоркского знатока русского искусства впервые экспонируется как самостоятельный проект. Здесь будут показаны работы художников первой половины ХХ века, которые представлены в коллекции монографически — Константина Коровина, Бориса Анисфельда (одну его работу коллекционер планирует подарить ГМИИ), Натальи Гончаровой, Давида Бурлюка. Отдельную часть выставки составят работы, некогда прошедшие через руки Беккермана как арт-дилера, а ныне принадлежащие московским и петербургским коллекционерам и музеям. Анатолий Беккерман рассказал Татьяне Маркиной самые интересные истории о произведениях из своей коллекции.

Константин Коровин. "На террасе. За чаем", 1916 год

"Однажды мне звонит одна дама из Флориды и рассказывает, что у ее деда был магазин мужской одежды на Манхэттене, в 1920-х годах. И однажды к нему пришел какой-то русский певец со смешной фамилией вроде Шатапкин (От англ. shut up — заткнись.— "Ъ"). Этому певцу надо было выступать в Карнеги-холле, а у него не было денег на костюм. Дедушка-портной согласился взять в уплату картины. Я сразу переспросил: может, Шаляпин? Так в моей коллекции оказалось несколько полотен Константина Коровина, в том числе и "На террасе. За чаем". Конечно, не каждый звонок такой; все больше ерунда. Надо просеивать горы мусора, чтобы найти что-то стоящее.

Моя жена Майя любит эту картину больше всего. Мне за нее предлагали большие деньги, но мы отказались. Жена утром пьет перед ней чай и всегда говорит мне: посмотри, сколько мы экономим на психоаналитике, эта картина так меня успокаивает..."


Борис Григорьев. "Человек с быком", 1922 год

"Эта картина когда-то принадлежала Алексею Явленскому. Он жил в Германии, начал болеть (С 1927 года его постоянно мучал артрит.— "Ъ"), денег не было — и за визит к врачу он расплатился картиной. Потом полотно попало в США, где я его и нашел. Вообще-то я и мои помощники ищем искусство по всему миру, от Канады и Японии до Италии. Но в США, пожалуй, и правда больше надежды найти что-то интересное. Правда, теперь, в эпоху интернета, искать вещи проще, а купить сложнее: стоит хорошей русской вещи появиться даже на малюсеньком аукционе в штате Массачусетс регистрируется много телефонных покупателей из Москвы и Петербурга".


Давид Бурлюк. "Посадка риса", 1920 год

"Когда-то Бурлюк подарил эту картину, написанную в Японии, Владимиру Маяковскому. Потом по неизвестной причине она снова оказалась у художника — то ли Маяковский отдал ее на хранение, то ли художник ее выкупил. Вместе с ней Бурлюк уехал в Америку; с тех пор картина оставалась в семье, пока наследники не выставили ее на аукцион. Это один из важнейших образцов русского кубофутуризма. Я сразу решил купить ее для своей коллекции. Многолетний опыт всегда помогает определить качество и редкость".


Сергей Судейкин, "Масленица", 1923-1924 годы

"Это из одной американской частной коллекции, я купил эту картину много-много лет тому назад. У художника была небольшая серия на тему Масленицы, это редкая и важная вещь, я ценю ее.

Конечно, если кушать нечего — пойдешь и продашь картину. Но если обходится без катастроф, я из своей личной коллекции не продаю. И даже если говорить о чисто инвестиционных качествах — деньги в банке будет съедать инфляция, намного лучше держать их в шедеврах русской живописи. И потом, таких вещей больше не становится..."


Роберт Фальк. "Натюрморт с халой и кувшином", 1914 год

"Мне интересен процесс поиска, находки и возвращения миру пропавших шедевров. Местонахождение этого натюрморта было неизвестно, о нем знали только по черно-белой иллюстрации в монографии Сарабьянова. Мы нашли его и показываем. Я считаю одной из важнейших своих обязанностей популяризацию русского искусства на Западе. Мы делаем много выставок; недавно в моей галерее была выставка "От Боровиковского до Кабакова. Русское искусство из частных коллекций". Сейчас это особенно важно: из-за сложной общественно-политической ситуации из русских музеев ничего не привозят в США, и наоборот. Меня отговаривали везти сюда выставку, но я решил, что это важно именно в такой момент".


ГМИИ имени Пушкина, с 23 апреля до 1 июня

Вся лента