Гвардия устаревает, но не сдается
Олег Соболев о Стиве Хакетте и Genesis Revisited II в Москве
Нынешнее положение ведущих музыкантов прогрессивного рока семидесятых — готовое иллюстрация присказки "старость не радость" для словаря поговорок. Не лишенные таланта люди, сорок лет назад творившие чуть ли не самую популярную рок-музыку по обе стороны Атлантики, сейчас вынуждены массово паразитировать на собственном прошлом. Оно и понятно: если ты не Питер Гейбриел, не Роберт Фрипп или даже не Фил Коллинз — то есть, грубо говоря, не тот, кто в восьмидесятых сумел приспособиться к уходу прог-рока из мейнстрима в жанровое гетто,— тебе приходится вертеться, радуя малочисленную и крайне консервативную публику, для которой, как ни для одной другой аудитории, важны традиции, узнаваемые наработанные приемы и коллективная ностальгия. Группа Yes, расставшись со своим вокалистом-основателем, меняет его сначала на человека, который когда-то пел в кавер-бэнде Yes, а затем — на вокалиста своих главных клонов. Кит Эмерсон второй десяток лет ездит по миру, исполняя успевшие устареть еще в семидесятых длинные фортепьянные импровизации на песни Emerson, Lake & Palmer и The Nice. Даже Ян Андерсон из Jethro Tull, всегда находившийся немного в стороне от прог-рока, и тот выпускает альбом под названием "Thick As A Brick 2" — продолжение главного шедевра своей группы, вышедшего в 1972-м.
В числе подобного рода людей особенно обидно видеть Стива Хакетта — одного из самых блистательных гитаристов в истории жанра. В семидесятых его инструмент был незаменимой начинкой классических альбомов Genesis: Хакетт почти всегда выступал на вторых ролях, играл очень осторожно, умно и пронзительно, а в тех моментах, когда ему все-таки удавалось выходить на первый план (см. продолжительное гитарное соло в "Firth Of Fifth"), оказывался просто блистателен. Его сольная карьера, хотя стилистически и выросла из прог-рока, всегда обходила клише жанра: например, на альбоме 1984-го года "Till We Have Faces" он углублялся одновременно в британский фолк и этническую музыку, а в начале нулевых совместно со своим братом, флейтистом Джоном Хакеттом, и вовсе издал пластинку, вдохновленную Эриком Сати. Но сейчас он приезжает в Россию с самым настоящим клоунским шоу — проектом Genesis Revisited II, названным так по вышедшему два года назад альбому переделанных классических вещей Genesis. Переделанных с привлечением людей явно хороших и творчество группы знающих наизусть, но построивших свою карьеру на бесконечных вымученных попытках осовременить старый добрый прог — таковы Ройни Столт из The Flower Kings, бывший лидер группы Spock's Beard Нил Морз или вокалист превратившихся в неопроговую группу шведских металлистов Opeth Микаэль Акерфельдт. Слушать "Genesis Revisited II" при наличии "Foxtrot" или "Selling England By the Pound" — все равно что есть "Доширак", когда рядом на столе есть горячая лапша от Нобу Мацухисы. Прошлое не воротишь. Один раз в год сады цветут. Старость — не радость.
Crocus City Hall, 23 апреля, 20.00