"Военная операция на юго-востоке Украины будет чудовищной ошибкой"
На юго-востоке Украины продолжается противостояние между сторонниками федерализации и силовыми структурами. Власти в Киеве ужесточили уголовную ответственность за "призывы к сепаратизму". Обозреватель газеты "Коммерсантъ" Максим Юсин задумался над тем, как вести себя в этой ситуации России.
Я только что вернулся из Киева и хотел бы поделиться некоторыми выводами и наблюдениями.
Наблюдение первое. Такой степени неприятия Москвы, ее политики и в целом россиян, которую демонстрирует местная элита, я не видел никогда и ни в одной стране. Даже в Грузии после войны 2008 года люди высказывались более дипломатично.
А чтобы был понятен настрой киевской элиты, вот только один пример. Политолог из русскоязычной семьи, всегда казавшийся мне взвешенным и адекватным, на круглом столе с участием гостя из Москвы озвучил следующие программные тезизы:
"У нас отныне есть враг. Это Россия и россияне, так как большинство из них поддерживают Путина. Поскольку мы фактически находимся в состоянии войны, необходимо вести себя по законам военного времени. А именно – запретить покупку и продажу рублей в обменных пунктах, закрыть доступ к русскоязычной "Википедии", изгнать из Киева представительство вражеского агентства "РИА Новости". А кроме того, считать изменниками родины тех кандидатов в президенты Украины, в программе которых есть пункт о признании русского языка вторым государственным".
И это, повторю, не фанатик-националист, не член "Свободы" или "Правого сектора", а вполне респектабельный аналитик.
Наблюдение второе. Киевляне (здесь я говорю только о Киеве, а не обо всей Украине) готовы воевать. Много месяцев они живут в чудовищном напряжении, они возбуждены и наэлектризованы. Многие убеждены, что Россия готовится ввести войска не только на юго-восток, но и в Киев.
А один из собеседников даже признался мне: "Я хочу, чтобы ваши войска пошли на Киев кратчайшим путем, через Чернигов и Сумы. Это не Крым, там вас не будут встречать хлебом-солью, там уже сооружают доты. И вот тогда вы поймете, что это такое – воевать с Украиной".
Конечно, я понимаю, что многие демонстрируют такую смелость только на словах, что тот же мой собеседник наверняка сам воевать не собирается. Но в том, что сотни тысяч выйдут на улицы, я не сомневаюсь.
И что делать нашим солдатам, если навстречу им двинется толпа украинских женщин с вплетенными в волосы желто-голубыми лентами? Уверен, что открывать огонь они не станут. А значит, не смогут выполнить боевую задачу, если ее перед ними поставят. В общем, это будет война, которую по определению невозможно выиграть.
Наблюдение третье. Чем дольше сохраняется наше военное присутствие у границ Украины, тем более радикальным становится настрой местных политиков, аналитиков, журналистов (хотя иногда кажется, что радикальнее уже некуда). И если мы не хотим навсегда отсечь от себя Украину, если еще надеемся наладить диалог хоть с кем-то в Киеве, это состояние бесконечного ожидания войны должно закончиться. Когда люди в таком состоянии, как сегодня, с ними невозможно ни о чем договариваться. С ними вообще очень сложно общаться.
И наконец, главный вывод: военная операция на юго-востоке Украины будет чудовищной, непоправимой ошибкой. В Донецке, Луганске и Харькове живут русскоязычные – но, в отличие от крымчан, в большинстве своем они не русские, они — украинцы. И родина для них – именно Украина.
Легкой прогулки не получится, нас ждет кровопролитная война, в том числе партизанская. Разрыв не только политических (их уже и так практически нет), но и человеческих связей с Украиной. Изоляция от Европы, конфронтация с США, рано или поздно – экономический коллапс.
Думаю, наши власти это понимают, и сохраняющееся военное присутствие на границах с Украиной – это элемент давления на власти в Киеве, чтобы не допустить жестких действий против демонстрантов в юго-восточных областях. Но когда читаешь или слушаешь наших аналитиков и экспертов из так называемого патриотического лагеря, иногда закрадываются сомнения. Уж очень убежденно они доказывают, что все идет по плану, что надо еще чуть-чуть раскачать ситуацию в Донецке, дождаться применения силы против демонстрантов, а потом ввести танки.
И вот что я хочу сказать напоследок. Те в Москве, кому не терпится повоевать, — такие же маньяки и безумцы, как и их визави в Киеве из партии "Свобода", которые своим слепым, неудержимым национализмом поставили Украину на грань катастрофы и распада. К сожалению, в Москве тоже есть свои тягныбоки.
И печальный опыт тягныбоков киевских их, увы, ничему не учит. Они тоже не умеют вовремя остановиться.