"Крупнейший не может быть самым быстрорастущим"

Чистый убыток "Первого канала" по итогам года составил 1 млрд руб. Это связано с падением продаж рекламного времени. Между тем эксперты считают такие показатели хорошими и отмечают, что рекламодатели все чаще уходят на нишевые телеканалы.

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

"Первый канал" впервые за последние пять лет завершил год с чистым убытком. Он составил около 1 млрд руб. В опубликованной отчетности в разделе рисков отмечается, что продажи рекламы, которые приносят "Первому" основные доходы, чувствительны к экономическим условиям. На телеканале предполагают, что в будущем, в случае ухудшения экономической ситуации в России, его выручка может существенно снизиться. Правда по итогам прошлого года она выросла.

Чистый убыток телекомпании по итогам 2013 года составил 1 млрд 34 млн руб. против прибыли в 287 млн 700 тыс. в 2012 году. Валовой убыток и убыток от продаж составили 4 млрд 760 млн руб. В 2012 году этот показатель составил 2 млрд 900 млн. Выручка "Первого канала" за год выросла с 29 млрд 82 тыс. рублей до 29 млрд 554 млн, то есть на 1,6%. Рекламные доходы увеличились на 2,1% — с почти 28 млрд до 28,5. Себестоимость продаж "Первого канала" в прошлом году увеличилась на 7%.

В целом рынок телерекламы в России, по данным Ассоциации коммуникационных агентств, вырос за прошлый год на 9%. При этом у "Первого канала" рекламные доходы увеличились лишь на 2%. Директор по корпоративным коммуникациям компании VI Антон Чаркин считает, что для такого крупного игрока, как "Первый канал", это очень хороший показатель.

"Первый канал" как был, так и остается крупнейшим телеканалом. Любой крупнейший не может быть самым быстрорастущим. Более того, если уж доходить до оценки каких-то формальных вещей, давайте сравним величины. В 2012 году у нас были два таких важных явления на рекламном рынке, как политическая реклама и футбол. Если мы попробуем сопоставить величины, то мы как раз получим: формально рост "Первого канала" абсолютно рыночный", — пояснил Чаркин.

Главная проблема "Первого канала" заключается в том, что это канал для всех, считает независимый эксперт рекламного рынка Александр Ковалев. По его словам, в такой ситуации удержать аудиторию и удовлетворить рекламодателей достаточно трудно.

"Первый канал" отвечает интересам разных целевых групп. Если говорить об остальных каналах, не говоря, конечно, о "России-1", они все больше и больше заточены под очень узкую аудиторию, что, конечно же, влияет на рост заходов. Нишевые каналы появляются, их количество растет. Бюджеты распределяются в целевой аудитории, и "Первому" труднее продавать, потому что ему нужно делать сетку таким образом, чтобы программы соответствовали узкой аудитории. Таким образом, очень тяжело удерживать широкого зрителя, ибо по таймингу нужно так ставить программы, чтобы они попадали под рекламодателя", — полагает Ковалев.

Еще одна причина снижения доходов от телерекламы может заключаться в том, что часть рекламодателей уходит вслед за аудиторией в интернет. На "Первом канале" отмечают: как источник информации, развлечений и профессионального контента Сеть стала основным конкурентом телевидения.

Ирина Ахиева

Вся лента