Высокие налоги, бюрократия и неопределенность в экономике являются главными сдерживающими факторами для развития бизнеса в России. Об этом говорится в исследовании ВЦИОМа, подготовленном вместе с аппаратом бизнес-омбудсмена Бориса Титова. Корреспондент "Коммерсантъ FM" Елена Мартьянова рассказала подробности ведущей Дарье Полыгаевой.
Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ / купить фото
Документ представят президенту Владимиру Путину 6 мая. По данным исследования, самым сильным сдерживающим фактором для развития бизнеса 47% опрошенных считают высокие налоги. На второе место респонденты поставили сложность бюрократических процедур. Как отмечается в исследовании, неопределенность экономической ситуации занимает третье место — 31% опрошенных называют эту проблему серьезным сдерживающим фактором.
— Насколько масштабно проводилось это исследование? Кого опрашивали — серьезных бизнесменов или малый бизнес?
— Исследование проводил ВЦИОМ, и опрашивали всех: и малый, и средний, и крупный бизнес, руководящий состав этих организаций. В целом по России участвовали в опросе 79 регионов. Даже Крым и Севастополь успели поучаствовать. Им по телефону позвонили буквально в марте после референдума. Но, правда, оттуда всего 50 человек успели опросить, а в целом по России больше 2 тыс. Эта выборка, как отметил глава ВЦИОМ господин Федоров, не позволяет дать достаточно объективное сравнение между регионами, но позволяет выявить единую картину.
Главные проблемы во всех сферах у среднего и малого бизнеса не сильно отличаются в России. На четвертом и пятом месте — высокая коррупционная рента. И, как отметили Борис Титов и Валерий Федоров, эта проблема особенно характерна для Москвы. Это те деньги, которые бизнес платит как неофициальный налог в качестве различных взяток на разных ступенях общения с государственными органами.
И еще одна извечная проблема российского бизнеса — это высокие ставки по кредитам. Это исследование проводится уже не первый год, отличие его в том, что в этом году оно ляжет на стол президента, и будут, как выразился господин Титов, проекты-поручения разработаны правительством соответствующим структурам, чтобы как-то эту ситуацию изменить. Мы его спросили, что конкретно будет меняться, что готов сделать сам бизнес-омбудсмен. Выяснилось, что речь идет о точечных исправлениях. Например, об исправлении законодательных актов, которые сейчас уже одобрены Госдумой, ждут одобрения президента в плане повышения налога для малого и среднего бизнеса на недвижимость, в плане повышения страховых взносов, чтобы они повышались не так сильно для малого и среднего бизнеса.
— В этом докладе никаких конкретных выводов и предложений президенту нет?
— Нет, это только статистика, которая сгруппирована по основным проблемам. Но что, например, касается глобальной проблемы того, что и крупный, и мелкий бизнес не уверен в экономической политике. Как пояснил господин Титов, они не верят в инструменты, которыми пользуется правительство. Люди считают, что финансовые ведомства предпринимают действия непоследовательно. Про это, сказал Борис Титов, это общие слова: что правительство должно вырабатывать более системную политику в этой области.
Интересно, что с Крымом на этом фоне происходит: там немного другие проблемы, потому что все-таки он был частью другой экономики. В докладе отмечены следующие проблемы, которые могут возникнуть у крымских предпринимателей после присоединения. Во-первых, лицензирование, потому что им придется подгонять все под российские стандарты, которые гораздо выше. И это, в первую очередь, может коснуться виноделов, как отметил Борис Титов. И второе — это конкуренция со стороны российских бизнесменов, которые могут со своими инвесторами прийти в Крым, начать строить отели другого класса и вытеснять с этого рынка местных предпринимателей.
Что на этом этапе может сделать бизнес-омбудсмен? То, что в Крыму появился на общественных началах свой уполномоченный, и он будет следить за тем, чтобы имущественные права всех бизнесменов, как украинцев, так и русских, независимо от национальности и гражданства, будут сохраняться, если речь идет о частной собственности.