ВТБ перестраховался

Группа умерила стратегические амбиции

Новая стратегия группы ВТБ несколько менее амбициозна, чем предыдущая, с выполнением которой группа полностью не справилась. До конца 2016 года в ВТБ все-таки рассчитывают добиться показателя рентабельности капитала не менее 15%, нарастить активы на 35-45%, а также выйти на чистую прибыль в 160-180 млрд руб. Впрочем, достижение даже этих целей за счет классического банковского бизнеса трудновыполнимо, считают эксперты. Не исключено, что они будут реализованы за счет продажи непрофильных активов, но прогнозировать эффект от этого сложно.

Президент-председатель правления ОАО Банк ВТБ Андрей Костин

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Вчера набсовет ВТБ утвердил стратегию развития группы на 2014-2016 годы. Она предполагает рост чистой прибыли по МСФО к 2016 году до 160-180 млрд руб. По словам зампреда правления ВТБ Герберта Мооса, такой прогноз по прибыли основан на базовом и оптимистичном сценариях развития экономики. "Есть и негативный сценарий, но его мы озвучивать не хотим",— добавил Герберт Моос. Впрочем, в предыдущие несколько лет события развивались именно по негативному сценарию. Согласно прошлой стратегии ВТБ на 2010-2013 годы, чистая прибыль группы должна была достичь по итогам 2013 года 120-140 млрд руб. А по факту выросла всего до 100,5 млрд руб.

Новая цель группы по рентабельности капитала — 15% по итогам 2016 года. Такая же задача ставилась банком в предыдущей стратегии на 2010-2013 годы, которая даже имела соответствующее название "Дорога к 15%". Однако достичь удалось лишь показателя 11,8%. Задачи по росту активов в трехлетней перспективе в новой стратегии даже скромнее, чем в прошлой,— на 35-45%, до 12-13 трлн руб., против 75-процентного роста в прошлой стратегии, до 6,3-6,5 тлрн руб. И это несмотря на то, что в 2010-2013 годах цель по росту активов группа ВТБ даже перевыполнила: 8,8 тлрн руб. по итогам 2013 года. При этом в ВТБ планируют увеличивать долю на рынке розничного кредитования (c 14,3% до 18,5%), а также усилить работу со средним бизнесом (с выручкой до 10 млрд руб.). Сейчас доля ВТБ на рынке кредитования среднего бизнеса 7,5%, по итогам 2016 года планируется ее рост до 10%.

Более скромные новые задачи ВТБ считает и более выполнимыми. Изменятся и методы работы: вместо активного роста бизнеса, который нужен был раньше, чтобы вывести группу из убытка (по итогам 2009 года финансовый результат — минус 60 млрд руб.),— экономия. "Я не считаю цели нашей новой стратегии слишком амбициозными, сейчас мы будем стремиться к повышению эффективности, а не к активному росту бизнеса, как ранее",— заявил вчера президент ВТБ Андрей Костин. Акцент на экономии он в своих выступлениях делает уже не первый раз за последнее время.

План ВТБ по оптимизации расходов таков. Соотношение расходов к доходам группы должно сократиться с текущих 49% до 42-43% к концу 2016 года. Для этого, помимо уже объявленного сокращения фонда оплаты труда в корпоративно-инвестиционном блоке на 15%, в ВТБ намерены заняться оптимизацией сети. Предполагается, что в населенных пунктах, где есть отделения ВТБ, Банка Москвы и ВТБ 24, дублирующие отделения постепенно будут закрываться, и останется лишь офис одного из банков группы, где и будут обслуживаться все клиенты. Сеть потребительского Лето-банка эта оптимизация не затронет. В конечном итоге все банки группы (кроме Лето-банка), как и сообщал "Ъ" 14 февраля, будут объединены на базе ВТБ.

Достичь заявленных целей ВТБ будет непросто, считают аналитики. "На мой взгляд, у группы весьма амбициозные цели, и шансы на их выполнение не очевидны,— говорит аналитик Газпромбанка Андрей Клапко.— Сама по себе стратегия правильная — увеличение доли доходной розницы по сравнению с корпоративным кредитованием и четкая цель по сокращению расходов". Однако в условиях сдержанного роста активов, который прогнозирует банк, добиться заявленной рентабельности капитала даже за счет жесткого сокращения издержек ему вряд ли удастся, добавляет он. Впрочем, такие сомнения возникают, лишь если брать в расчет только классический банковский бизнес и не рассматривать сделки с непрофильными активами (Tele2 и пр.), которые позволили группе ВТБ заработать в четвертом квартале прошлого года половину всей годовой прибыли. Однако это единоразовые доходы, и прогнозировать их весьма сложно, указывают эксперты.

Ксения Дементьева

Уточнение

В статье "ВТБ перестраховался" (N62 от 11 апреля 2014 года) вместо "В целом 60-процентный рост по Украине не представляется сверхмасштабным, но, конечно, в нынешних условиях потребует большой работы" следует читать: "Возможно, этот рост прибыли группы ВТБ будет не таким последовательным. Я не исключаю, что 2014 год будет сложнее, чем 2015-й, 2016-й, в том числе и из-за того, что мы хотели бы подстраховать себя. И я думаю, что неминуемо нам придется создавать дополнительные резервы по нашей деятельности на Украине. Но в целом, я думаю, такой 60-процентный рост прибыли группы за три года не представляется сверхамбициозным, но потребует в нынешних условиях очень большой работы".

Вся лента