За москвичами организуют круглосуточное видеонаблюдение

Центр интеллектуального видеонаблюдения МГТС начал работу в нескольких округах Москвы. Сопредседатель общественного движения "Жилищная солидарность" Дмитрий Катаев и президент Национальной ассоциации телохранителей России Дмитрий Фонарев обсудил ситуацию с ведущим Андреем Норкиным.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Около 300 видеокамер собирают и обрабатывают информацию о работе территориальных коммунальных служб. Кроме того, будут фиксироваться нарушения правопорядка — сигнал об этом будет передаваться на общий сервер профильных служб. По данным компании и администрации города, в ближайшее время будет создано еще пять тестовых зон. Для полного покрытия Москвы необходимо более 300 тыс. камер.

— Дмитрий Иванович, как вам кажется, эти предложения эффективны или нет?

Д.К.: У меня двойственное к ним отношение. Больше, пожалуй, отрицательное, чем положительное. Такое количество видеокамер, зачем оно? Для того, чтобы определить качество работы жилищно-коммунальных служб? Так лучше отдать эти деньги и полномочия местному самоуправлению и жилищному самоуправлению, они прекрасно справятся. И деньги будут лучше использованы, и жилищно-коммунальное хозяйство будет лучше. Для того, чтобы наблюдать за порядком? Тут какой-то резон есть. Но возникает вопрос: это не противоречит законодательству, но приятно ли будет гражданам чувствовать, что за ними постоянно наблюдают? Будет сколько вы сказали, 300 тыс. камер? Такое количество камер позволит отследить маршрут любого человека в течение дня.

— Дмитрий Иванович, жители Лондона-то привыкли, что любой шаг человека попадает в поле зрения камер, как-то особо никто не возражает.

Д.К.: Ничего хорошего в этом нет. На магистралях — другое дело, там наблюдать необходимо. В местах особого скопления людей типа вокзалов, метро, наблюдать, наверное, надо. Но наблюдать за людьми постоянно на улицах, это уже что-то совершенно другое.

— Дмитрий Николаевич, ваше мнение?

Д.Ф.: Я, как офицер Комитета государственной безопасности всегда спрашиваю: "Ребята, зачем?". Какова цель установки этих камер, какова цель траты бюджетных средств? Я понимаю, что цель обсуждения этого вопроса — безопасность. Эти камеры ставят для того, чтобы быстрее реагировать на то, что происходит на улицах, будь то ЖКХ или это драки, или это массовые волнения, или любые беспорядки. Это вполне разумно. А то, что граждане привыкли, их особо и спрашивать-то в этом плане сложно, потому что граждане должны жить в безопасности. Я давал комментарий, как только Лужков собирался ставить первые камеры. Это дало эффект, прежде всего, к сожалению или к счастью, при расследовании тех или иных прецедентов.

— Вы хотите сказать, что они не нужны или не нужны в заявленном количестве?

Д.Ф.: Нет, если сказали — 300 камер, какая площадь, какая частота повторов, грубо говоря, какую информацию вы хотите получить. Если эта информация способствует тому, чтобы вовремя реагировать на происходящее, значит, это нормально. И более того, что если кто-то готов потратить эти деньги на установку, то информация будет делиться между государственными службами, будь то ЖКХ, МВД или ФСБ.

— Во всем должны быть какие-то разумные рамки?

Д.Ф.: Здравый смысл, конечно.

Вся лента