Гормональная буря уносит стейки
Австралийскую говядину заменит мясо из Латинской Америки
От запрета на ввоз в РФ австралийского мяса, из-за чего мраморная говядина в Москве уже подорожала почти вдвое — до 1,6 тыс. руб. за 1 кг, выиграют производители Латинской Америки. Рестораторы и ритейлеры готовы закупать продукцию в Уругвае и Парагвае. Приобретать мясо в России никто не хочет: хотя оно на 20% дешевле импортного, но его качество гораздо хуже.
В московских ресторанах El Gaucho, как рассказал менеджер одного из заведений этой сети, 99% блюд готовятся из австралийской говядины. Веденный недавно Россельхознадзором запрет на ввоз мясной продукции из Австралии отразится на работе всей сети, считает собеседник "Ъ". "Ситуация близка к катастрофе",— категоричен управляющий петербургской сети ресторанов Bullhouse Антон Збрицкий. Кроме Австралии, ввоз мяса запрещен также из США, добавляет он. Та же ситуация у торговых сетей "Азбука вкуса" и "Глобус Гурмэ".
Эмбарго на импорт мясной продукции из Австралии вступало в силу последовательно: в январе Россельхознадзор остановил ввоз говяжьих субпродуктов (в них нашли стероиды). В марте прекращен импорт охлажденного мяса, а в начале этой недели — замороженной продукции, так как в поставляемых партиях был обнаружен стероидный синтетический гормон тренболон. Ранее под запрет Россельхознадзора попало мясо из США. Из Австралии поставляется мраморная говядина, из США — говядина для рибай-стейков, говорит гендиректор ресторанного холдинга Ginza Project Алексей Волков. За последнее время надзорное ведомство запретило ввоз мяса из Мексики и сократило список поставщиков из Канады и Бразилии. "Ситуация с эмбарго повлияла на средние закупочные цены, которые выросли с 0,85-1,4 тыс. руб. до 1,6 тыс. руб. за 1 кг",— отмечает господин Волков.
Новым импортером может стать Япония, надеются чиновники Россельхознадзора: с Токио согласовываются ветеринарные сертификаты. Но опрошенные "Ъ" рестораторы и ритейлеры хотят найти замену в Латинской Америке. "Скорее всего, австралийское мясо заменим уругвайским",— говорит Антон Збрицкий. В московском ресторане "Антрекот" в виде альтернативы рассматривают говядину из Парагвая, в El Gaucho — из Новой Зеландии. Гендиректор "Азбуки вкуса" Владимир Садовин сообщил, что сеть попробует закупать мясо из Уругвая и Парагвая. У ритейлера есть и свой животноводческий комплекс (450 голов) — он будет обеспечивать только магазины сети.
Мясо из Уругвая может заменить австралийское частично из-за разницы в качестве, считает глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. В 2013 году из Уругвая в РФ ввезено 35 тыс. тонн замороженного мяса и 100 тонн охлажденного, из Парагвая — 522 тонны охлажденного. Из Австралии за тот же период импортировано 24,4 тыс. тонн замороженного и 2,5 тыс. тонн охлажденного сырья. Впрочем, гендиректор сети "Глобус Гурмэ" Андрей Яковлев говорит, что помимо мяса из Латинской Америки ритейлер попробует начать реализовывать произведенную в РФ мраморную говядину. "Мы использовали наше мясо, которое в среднем на 20% дешевле импортного, но его качество заметно хуже",— добавляет господин Збрицкий.
В РФ не так много производителей премиальной говядины, один из крупнейших — липецкое ОАО "Албиф" (входит в холдинг "Зерос" Николая Бобина), поставившее в 2013 году около 6 тыс. тонн. Три компании только планируют запустить подобные производства к осени. "Мираторг" братьев Линник рассчитывает начать поставки 130 тыс. тонн говядины в год, из них 10-15% — мраморное мясо. Калужский "Центр генетики "Ангус"" пока собирается разводить американскую мясную абердин-ангусскую породу коров (12 тыс. голов). В феврале о своих планах производить мраморную говядину заявлял воронежский мясокомбинат "Заречное" (3,5 тыс. голов).