Человек года
Карим Рашид рассказал о нелюбимых городах и любимой работе
Его дизайн — один из самых узнаваемых в мире, а лучшие работы хранятся в музейных коллекциях MOMA и в Центре Помпиду. Промышленный дизайнер и архитектор Карим Рашид создал уже более 3 тыс. удивительных вещей и не собирается останавливаться на достигнутом.
Над какими проектами сейчас работаете?
У меня одновременно 85 проектов. Все они интересные и очень разные. Я придумываю дизайн мобильных телефонов, создаю логотипы компаний, проектирую мебель и светильники, строю апартаменты в Нью-Йорке, Тель-Авиве, Торонто и Санкт-Петербурге. Жилой комплекс в Петербурге — один из любимых проектов. Я полностью создаю дизайн фасадов, оформляю помещения. Все сделано по моему дизайну, в том числе мебель и аксессуары. На Миланском салоне-2014 я представил новую концепцию жилого дома и коллекцию мебели AlotofBrazil из сахарного тростника, а на днях заключил контракт с немецкой компанией, для которой буду разрабатывать модели новых, ультрасовременных вибраторов.
Столько всего. Откуда черпаете вдохновение и новые идеи?
Вдохновение не может прийти или уйти, как принято считать. Это отговорка для ленивых. Вдохновение — это совокупность идей, впечатлений, внешних факторов и обстоятельств, которые дают сильный импульс для создания чего-то нового.
Дизайнер — чудесная профессия. У меня есть возможность придумывать вещи, которые делают жизнь людей комфортнее и красивее, придумывать новые формулировки, принимать активное участие в процессе эволюции, создавать прекрасный новый мир.
Как вы охарактеризуете стиль, в котором работаете?
Само слово "стиль" мне не нравится. Для меня это архаизм. Когда новое явление завершает свой цикл, мы начинаем его определять как стиль и связывать с определенным временным отрезком. Я предпочитаю жить здесь и сейчас, в мире, наполненном эмоциональным минимализмом. Эмоциональный минимализм говорит просто и ясно, без излишеств. Он комфортный, жизнерадостный и органичный.
Ваш самый технологичный и интересный проект?
Я придумывал игровые аппараты для казино в Белграде. Своей работой я хотел показать, что эти машины могут быть красивыми, высокотехнологичными, умными и забавными. Кажется, у меня получилось.
У вас были неудачные проекты?
За всю жизнь у меня было слишком много неудач, нереализованных проектов, разработок, которыми никто не заинтересовался. Из чего я сделал вывод: дизайн как явление всегда связан с маркетингом. Коммерческая сторона играет огромную роль. На мировом рынке потребителей есть правила, которым ты должен следовать. Моя самая большая неудача — коллекция кухонной посуды и аксессуаров. Инвесторы решили, что потребителю она покажется слишком сложной. Дизайнеры видят потенциал в каждом проекте. Наш самый заклятый враг — оптимизм. Благодаря падениям я более трезво стал смотреть на вещи. Сегодня мне достаточно десяти минут, чтобы понять, будем мы работать с заказчиком или нет. Самое важное — насколько вы схожи во взглядах. Я больше не борюсь за свои идеи, это пустая трата времени. Я просто откладываю их в сторону и жду подходящего момента, который рано или поздно настанет.
Вам нравится современное искусство?
Мне нравятся работы современных авторов, если они органичны, созданы с применением цифровых технологий и существуют в контексте сегодняшних реалий. Первую картину я купил 15 лет назад и с тех пор раз в год пополняю свою коллекцию. В моей коллекции есть работы американского художника Питера Хейли, абстракциониста Райана Макгиннесса, Питера Циммермана, а также скульптура и дизайнерские предметы. Многие работы я храню в своем доме, в специальном помещении. Как сказал один известный художник, "когда ты начинаешь хранить искусство — ты превращаешься в коллекционера". Так, незаметно для себя, я стал коллекционером современного искусства.
В Юрмале строится необычный дом по вашему проекту. В нем нет прямых углов. Расскажите подробнее про этот жилой комплекс.
Проект "Кадо Карим" состоит из трех отдельно стоящих, но функционально объединенных зданий. Постройку иногда называют "дом-сыр": острые углы в нем заменены округлыми, плавными линиями, а форма окон напоминает дырки от сыра. Основная идея проекта — создать экологичные, комфортные апартаменты для семейной жизни. Дизайн не должен интерпретировать прошлое. Это будет сверхсовременное пространство. Главной общественной зоной и сердцем дома здесь будет кухня. Само пространство продумано до мелочей. Самое главное, что плавные, обтекаемые формы — это не только каприз или видение дизайнера, это еще ваша безопасность. Вы больше не ушибете ногу о стол и не поскользнетесь в ванной комнате. Теперь дом по-настоящему безопасное, комфортное место.
Вы строите дома в мировых столицах. Почему вы согласились принять участие в небольшом проекте в латвийском пригороде?
Когда меня позвали на этот проект, я очень обрадовался. Здесь много возможностей для реализации идей и люди с большим энтузиазмом принимают твои предложения. Прежде я никогда не был в этой стране, но отношусь с глубоким почтением и любовью к Восточной Европе и России, по городам которой в ближайшем будущем я планирую путешествовать. Эти страны долгие годы находились под гнетом коммунистического режима, но люди здесь очень жизнерадостные, интеллигентные и добродушные. Меня больше не вдохновляет Лондон, Париж, Милан или Нью-Йорк. Эти города давно стали чем-то банальным и обыденным.
Что для вас важнее — стильный дизайн или ощущение комфорта?
Для меня эти два понятия неразделимы. Комфорт означает три вещи: физическое состояние — когда нет острых углов, полное отсутствие неудобных и бесполезных зон в пространстве; психологическое состояние — когда вы чувствуете себя в помещении расслабленно, умиротворенно; состояние ума — когда все внешние осязаемые факторы в пространстве формируют качественно новое представление о правильном и полезном образе жизни.
А для себя вы уже построили дом мечты?
Еще нет, но мой новый дом близок к идеалу. Я живу в самом сердце Нью-Йорка — на Манхэттене, в современном комплексе таунхаусов. В моем доме много витринных окон. У меня есть свой сад. Основная жизнь у нас протекает на первом этаже. По знаку зодиака я Дева. Это земной знак, наверное, поэтому я никогда не хотел купить квартиру в небоскребе. Мой офис расположен рядом с домом, что позволяет экономить время на дорогу до работы и проводить его с семьей. Мой дом светлый, уютный, комфортный для жизни, в нем много моей мебели и аксессуаров.
Вам нравится только ваша мебель?
Нет, на свете много талантливых дизайнеров. Например, Пьер Карден. Его проекты не перестают меня восхищать и вдохновлять. Великий Пикассо окружал себя своими картинами для того, чтобы глубже погрузиться в творчество, переосмыслить его и передать полученный опыт миру. Окружая себя вещами собственного производства, я могу более четко понять, насколько они полезны или бесполезны, и при необходимости доработать их.
В марте вы приезжали в Москву с лекцией "Дизайн будущего". Какое оно, наше будущее, по вашему мнению? Чего вам сейчас недостает?
Будущее, безусловно, за высокими технологиями. Мобильные телефоны вскоре станут совсем незаметными, вместо машин будут ездить электромобили, обои станут производить из жидкокристаллического полимера, в них вошьют мониторы, которые заменят телевизоры. Вся пластиковая продукция будет производиться из биоразлагающегося пластика. Не будет кошельков, кредитных карт, ключей, денег, паспортов и удостоверений — любая информация будет содержаться у нас в ДНК или специальных татуировках. В моду войдет одежда без карманов из жидкокристаллического полимера, которая в зависимости от наших желаний будет нагреваться или охлаждаться. У нас появятся ожерелья с бегущей строкой, где будут отображаться мысли, если вы этого захотите. В будущем нет границ, расизма, предрассудков, смертельных болезней, бедности, войн, ядерного оружия и диктаторов. Один большой красивый мир. Все это я бы хотел видеть уже сегодня.