Объемы не компенсируют цену
Новая стратегия снизила прибыли "Уралкалия"
"Уралкалий" отчитался за 2013 год, вторую половину которого работал на мировом рынке без "Беларуськалия". Компания смогла вернуть потерянные в начале года 5% мирового рынка по объемам продаж, но ее чистая прибыль упала в 2,4 раза из-за снижения цен. Эксперты полагают, что при стабилизации рынка в 2014 году "Уралкалий" может улучшить результаты, но из-за избытка мощностей у потребителей сильная позиция на переговорах по ценам.
Чистая прибыль "Уралкалия" по МСФО за 2013 год упала в 2,4 раза к 2012 году, до $666 млн, выручка — на 15,9%, до $3,3 млрд. При этом во втором полугодии чистая прибыль уменьшилась в 2,8 раза, до $269 млн, хотя выручка выросла на 15,2%, до $1,97 млрд. EBITDA в 2013 году сократилась на 31%, до $1,6 млрд, рентабельность по EBITDA составила 61% против 71%. Чистый долг "Уралкалия" за год увеличился в 1,8 раза, до $4,1 млрд, соотношение чистый долг / EBITDA выросло с 0,95 до 2,5.
В "Уралкалии" снижение показателей объясняют, прежде всего, падением цен: средняя экспортная цена на калий на условиях FCA упала на 28%, до $268 за тонну. Кроме того, компания переоценила активы примерно на $170 млн, учла выплаты по долгосрочной программе мотивации менеджмента ($41 млн), а также разовые затраты, в том числе на строительство в Березниках (около $78 млн). При этом в компании отмечают, что удержали себестоимость тонны продукции на уровне $58.
По словам гендиректора "Уралкалия" Дмитрия Осипова, результаты были бы еще слабее, если бы не смена стратегии во второй половине 2013 года и переход на более гибкую систему продаж. В июне компания начала самостоятельный трейдинг вне Белорусской калийной компании (БКК; СП с "Беларуськалием") и перешла на принцип "объемы превыше цены". "Строгое соблюдение "Уралкалием" принципов стратегии "цена превыше объема" в первой половине 2013 года привело к значительному сокращению доли компании на рынке, в то время как другие производители стремились укрепить позиции за счет агрессивной ценовой политики",— напоминает господин Осипов. Выход из БКК "Уралкалий" оценил в $2,6 млн, это "списание чистых активов". При этом Белоруссия оценивала свои убытки от разрыва отношений с "Уралкалием" как минимум в $100 млн.
"Уралкалию" действительно удалось вернуть долю на мировом рынке к историческому уровню 23% (по итогам первого полугодия она упала до 17%). Продажи "Уралкалия" выросли за 2013 год на 5%, до 9,9 млн тонн (производство — 10 млн тонн), основной объем пришелся на Китай (25%), Россию (19%), Бразилию и Латинскую Америку (18%), Индию и Европу (по 11%). Спрос на калий составлял 53-54 млн тонн (рост на 5-7%), в 2014 году "Уралкалий" прогнозирует его на уровне 56-58 млн тонн.
Несмотря на падение финансовых показателей, "Уралкалий" сохранит дивиденды на уровне не менее 50% от чистой прибыли. Совет директоров рекомендовал утвердить их по итогам 2013 года в размере 1,63 руб. на акцию. За первое полугодие компания уже выплатила 2,21 руб. на акцию. Таким образом, общий объем дивидендов может составить 3,84 руб. на акцию (11,3 млрд руб. в целом). Но это в 2,2 раза ниже, чем в 2012 году (8,61 руб. на акцию; 25,3 млрд руб. в целом).
Сергей Гришунин из Moody`s ожидает улучшения показателей "Уралкалия" в 2014 году. По его словам, компания, скорее всего, будет работать почти на полную мощность, а глобальный рынок калия стабилизируется. По оценке Moody`s, среднегодовые цены в текущем году достигнут $300-350 за тонну на CFR, но их рост будет ограничен. По мнению господина Гришунина, в 2014 году "Уралкалию" удастся снизить кредитную нагрузку, и коэффициент чистый долг / EBITDA вернется на уровень 2. Но управляющий активами Concern General Invest Владислав Метнев отмечает, что избыточные мощности в секторе оцениваются в 18 млн тонн — треть объема потребления в мире. Это, по его словам, означает, что калийные компании серьезно переоценили рынок и основная часть мощностей, построенных за последние десять лет, не востребована. В результате потребители получили сильные переговорные позиции по ценам.