Дальний Восток просит денег на дорогу

Две трети средств госпрограммы по развитию региона пойдут на инфраструктуру

В ближайшее десятилетие Дальний Восток планирует утвердиться в роли крупнейшего транспортного узла и соединить Америку, Европу и Азию. Государственная программа, разработанная Минвостокразвитием, к 2017 году обещает показать первые результаты.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

В экономику Дальнего Востока до 2025 года введут 353 млрд бюджетных рублей. Минвостокразвития предполагает тратить их в рамках программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Эффективность программы планируется измерять в числовых показателях — количестве сданных объектов транспортной инфраструктуры и численности населения Дальнего Востока.

По прогнозам министерства, в 2025 году население Дальнего Востока должно составлять 11 млн человек, с учетом живущих там сегодня 10,8 млн человек. Таким образом, за счет улучшения условий жизни планируется не допустить убыли населения в регионе. С транспортом планируется разобраться уже к 2017 году, потратив из федерального бюджета 212 млрд руб.— две трети всех госсредств. Дорожная сеть увеличится на 681 км, и на Байкало-Амурской магистрали появятся 48 разъездов. Грузооборот БАМ планируется увеличить до 587 млрд т. в год, а производственную мощность морских портов — на 15,65 млн т. Воздушное сообщение Дальнего Востока должно получить 40 аэропортовых комплексов и посадочных площадок.

Дальний Восток позиционирует себя как мост между Европой, Америкой и Азией, что объясняет повышенное внимание к транспортной инфраструктуре. В министерстве обсуждают возможность строительства дублеров БАМ и Транссиба, транскорейской магистрали, выходящей в Приморье. Сейчас же Дальний Восток обеспечен железнодорожным транспортом на 59%, а автодорогами на 76% — хуже, чем регионы России в среднем. Северный морской путь при должном развитии, как отмечает программа, может стать альтернативой пути из Северной Америки и Японии в Европу через Индийский океан. «Так, затраты на доставку груза из Шанхая в Роттердам в среднем сокращаются на 25% по сравнению с путем через Суэцкий канал»,— рассказал в пятницу министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка на Азиатском экономическом форуме в Боао, Китай.

Среди рисков для развития региона — демографическая проблема, под которой министерство понимает появление большого количества людей, не адаптированных к культурным и бытовым традициям России. Для борьбы с этим министерство планирует усилить барьеры для неконтролируемой миграции. Также министерство опасается падения цен и спроса на нефть. Этот риск в Минвостокразвитии описывают как имеющий умеренно высокий уровень вероятности и в качестве контрмер предлагают активнее диверсифицировать экономику региона. При этом как наличие запасов сырья, так и соседство с экономически активными странами министерство считает главными факторы развития региона, за счет чего и надеется перейти к высокотехнологичному производству.

Павел Кантышев

Вся лента