Держась за воздух
Рынок лизинга в 2013 году избежал сильного падения благодаря рекордному объему сделок в авиасегменте. В 2014 году сокращение объема сделок будет намного заметнее: повторить успех авиатехнике будет сложно, а в других крупных сегментах предпосылки для быстрого роста отсутствуют.
В 2013 году номинальный объем новых лизинговых сделок изменился незначительно (-1,5%), но с учетом инфляции можно говорить уже о заметном сокращении рынка в реальном выражении. Объем нового бизнеса по итогам года составил около 1,3 трлн руб. Второй год подряд рынок удерживают от сокращения единичные крупные компании и сегменты. Если в 2012 году рынок поддержал "ВЭБ-лизинг" за счет ряда крупных сделок, то в 2013 году фактором поддержки стал рекордный за последние семь лет объем сделок в сегменте авиатехники. Сумма сделок в железнодорожном сегменте при этом вновь сократилась (-17,6% в 2013 году, -13,8% в 2012 году). Стоит отметить, что объем рынка, если оставить за скобками железнодорожную и авиатехнику, за прошлый год тоже кардинально не изменился (минус 1%).
Согласно показателю стоимости предметов лизинга по новым заключенным сделкам без НДС (данный показатель характеризует новый бизнес по версии европейской лизинговой федерации Leaseurope), рынок продолжил слабый рост (1,7%, в 2012 году — 4%). Это может означать, что и в 2012-м, и в 2013 году сокращался размер финансовой надбавки по лизингу — снижался средний срок сделки, стоимость заемных ресурсов, маржа лизинговых компаний. В то же время столь низкий темп прироста также сигнализирует о стагнации рынка, поскольку темпы роста стоимости имущества, переданного в лизинг, меньше уровня инфляции. Сегментом-лидером по-прежнему остается железнодорожная техника — 34,6% от объема новых сделок в 2013 году (таблица 1). Лизинг грузовых автомобилей показал высокие темпы прироста в прошедшем году (15,1%) и сохранил второе место. Большой объем авиасделок в 2013 году увеличил долю сегмента на рынке с 8,7% до 14,9%. В тройку лидеров по объему авиасделок вошли "ВЭБ-лизинг", "Сбербанк Лизинг" и ГТЛК. Небольшому росту в сегменте строительной техники, вероятно, способствовали закупки для окончания подготовки к Олимпиаде в Сочи.
Среди топ-3 участников рынка по объему новых сделок в 2013 году произошли изменения: "Сбербанк Лизинг" и "Трансфин-М" улучшили свои позиции, поднявшись на второе и третье места соответственно. "ВЭБ-лизинг", несмотря на заметное сокращение нового бизнеса (-29,5% за 2013 год), сохранил лидирующую позицию. В сумме на эти три компании пришлось около 35% новых сделок (годом ранее около 37%).
Рэнкинг лизингодателей, построенный в соответствии с показателем стоимости имущества по новым сделкам, имеет некоторые отличия от рэнкинга по сумме лизинговых договоров. Так, среди топ-10 компаний "ВТБ Лизинг" по показателю стоимости имущества занимает третью строку рэнкинга, а "Трансфин-М", напротив, находится строкой ниже, занимая четвертое место. Более высокая позиция "Трансфин-М" в рэнкинге по объему договоров лизинга объясняется наличием у компании значительного количества сделок с длительными сроками лизинга, что существенно повышает объем платежей. Подобная ситуация — более высокие позиции компаний с "длинными" договорами по дорогостоящему имуществу — характерна для всех участников рынка. С учетом замедления роста ВВП страны (с 3,4% в 2012 году до 1,3% в 2013 году, согласно данным Росстата) и ожиданий рецессии в экономике в текущем году рост объема новых лизинговых сделок в 2014 году маловероятен. "Макроэкономическая конъюнктура вносит свои коррективы в развитие лизинговой отрасли, и существенного роста рынка в 2014 году не ожидается. В лучшем случае прогнозируется увеличение не более чем на 3-5%. В условиях замедления темпов роста российской экономики лизинг представляется более эффективным способом финансирования в сравнении с традиционным кредитованием, поэтому очевидно, что такой вид финансирования будет накапливать потенциал в качестве выгодного и надежного инструмента модернизации основных фондов предприятий. При этом выгодного как для коммерческих, так и государственных организаций",— говорит Дмитрий Ерошок, генеральный директор "Сбербанк Лизинга".
"Самый оптимистичный вариант развития лизингового рынка в 2014 году, на наш взгляд, минимальный либо нулевой рост. Связано это со стагнацией в экономике и снижением объемов инвестиций в основные фонды. Минэкономики пока оставило без изменений прогноз по темпам роста инвестиций (+3,9%), но в прошлом году прогноз менялся несколько раз в сторону понижения. Так что можно ожидать корректировок и в этом году, если экономическая ситуация не изменится в лучшую сторону",--- соглашается с ним генеральный директор "Газпромбанк Лизинга" Максим Агаджанов.
Авиасегмент, очевидно, в 2014 году останется одним из крупнейших, хотя, по прогнозу "Эксперт РА", и не сможет продемонстрировать столь высокие темпы роста, как годом раньше. Развитию сегмента способствует ряд нормативных документов, направленных на обновление парка воздушных судов в стране и субсидирование части лизинговых платежей (постановление N1212 и пр.). Кроме того, функционируют региональные программы для поддержания авиаперевозок. В целом на поддержку рынка со стороны авиасегмента надеется большинство лизингодателей. "По оптимистическому сценарию, авиация, в прошлом году показавшая колоссальные темпы роста, останется на уровне 2013 года либо покажет скромный рост,— говорит Владимир Добровольский, заместитель генерального директора Государственной транспортной лизинговой компании.— Кроме того, мы рассчитываем на активизацию спроса на водный транспорт. Пока рано говорить, начнет ли этот рынок расти уже в этом году или в 2015-м, однако оживление ждет сегмент и речных, и морских перевозок. На железнодорожном рынке продолжится стагнация, общий объем сделок останется примерно на уровне 2013 года. При этом стоит ожидать роста сделок, связанных с рефинансированием".
Поддерживать рынок в 2014 году будет грузовой и легковой транспорт. Важным фактором здесь является ликвидность имущества, к тому же часть государственных программ, направленных на развитие грузоперевозок, дает дополнительные стимулы для роста сегмента лизинга грузового автотранспорта. Ряд лизингодателей рассчитывает и на то, что клиенты начнут обновлять транспорт, приобретенный в поскризисный период 2010-2011 годах.
По прогнозу "Эксперт РА", развитие рынка лизинга по оптимистичному сценарию возможно при росте реального ВВП (в пределах 1-2%), стабильном курсе рубля (на уровне 35-36 руб. за доллар) и отсутствии ухудшения ситуации с ликвидностью в банковском секторе. При этом ожидается слабое сокращение авиасегмента, сохранение позиций сегмента железнодорожной техники и умеренный рост автолизинга. В этом случае прирост объема новых сделок будет близок к нулю. Но общая динамика промышленного производства (сокращение в январе составило 0,2%, слабый рост в феврале — менее 1%) и отток капитала (согласно прогнозу Министерства экономического развития, отток за первые три месяца 2014 года составит около $65-70 млрд) указывают на то, что наиболее вероятно развитие событий по пессимистичному сценарию.
Активные меры ЦБ РФ по борьбе с инфляцией могут снизить объемы банковского кредитования реального сектора экономики. В марте текущего года ключевая ставка Банка России уже была повышена (с 5,5% до 7%). А в случае дальнейшего роста потребительских цен повышение банковских ставок на 1-1,5% не заставит себя долго ждать. О большей вероятности пессимистичного сценария свидетельствует и рост политических рисков, хотя пока невозможно оценить, насколько серьезно санкции ЕС и США (если они будут введены) отразятся на отдельных отраслях экономики России. Согласно пессимистичному прогнозу агентства, если рост реального ВВП будет нулевым либо даже слабо отрицательным (-0,5%), а отток капитала превысит $90 млрд и курс рубля снизится до 37-39 руб. за доллар, то мы увидим падение объема сделок с авиатехникой (примерно на 30%) и подвижным составом, будет отсутствовать рост и в других сегментах. В этом случае объем нового бизнеса не превысит 1,1 трлн руб., а рынок может сократиться примерно на 15%.