Корейцы потянулись к «Звезде»
Корейская DSME хочет принять участие в создании судостроительного кластера на Дальнем Востоке
Южнокорейские судостроители хотят вернуться в проект строительства суперверфи на заводе «Звезда» в Большом Камне. Приморский край с рабочим визитом посетила делегация одной из ведущих мировых судостроительных компаний DSME (Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering), сообщил вчера представитель ОАО «ДЦСС» (Дальневосточный центр судостроения и судоремонта) Данил Гончарук. Россия заинтересована в сотрудничестве. В первую очередь для того, чтобы перенять южнокорейские технологии для производства судового оборудования на нашей территории, пояснил „Ъ“ источник на заводе «Звезда».
«Южнокорейские судостроители посетили строительную площадку первой очереди судостроительного комплекса «Звезда» в Большом Камне, который позволит создавать все виды кораблей и судов. Он будет специализироваться на строительстве особо крупных морских судов и объектов для освоения российского шельфа,— сообщил Данил Гончарук.— Сейчас в Блоке корпусных производств идет установка оборудования. В первых двух пролетах монтируют линию резки профиля и линию обработки плоских листов металла. В течение всего 2014 года Блок корпусных производств, состоящий из шести больших пролетов, будет насыщаться станками и автоматическими линиями».
По его словам, после осмотра южнокорейской делегацией хода строительства в штабе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта прошло рабочее совещание за закрытыми дверями.
С российской стороны в нем приняли участие директор департамента локализации техники и технологий ОАО «НК «Роснефть» Игорь Борбот, генеральный директор Дальневосточного завода «Звезда» Юрий Фильчёнок, заместитель генерального директора ОАО «ДЦСС» Роман Горбунов. Стороны обсудили возможности сотрудничества в области проектирования и строительства судов снабжения и морских платформ. По итогам совещания представители DSME и российских компаний утвердили план дальнейшей работы.
«После завершения строительства первой очереди судостроительного комплекса мы сможем строить суда до 250 метров, спусковым весом под 30 тыс. тонн. А вот оборудование на них будет минимум на 80% иностранным. Наша задача — локализовать производство судового оборудования на российской территории. В этом нам могут помочь южнокорейские судостроители, занимающие ведущие позиции в мире в этом сегменте»,— пояснил „Ъ“ на условиях анонимности источник на заводе «Звезда».
Справка „Ъ“:
Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering — одна из крупнейших мировых и корейских судостроительных компаний. Ей принадлежит шесть верфей в Южной Корее, а также в США, Китае, Германии, Омане и других странах. DSME способна строить суда почти всех типов.
Строительство суперверфи на приморском заводе «Звезда» началось в 2009 году. Однако из-за проблем вначале кадровых, а затем и с финансированием работа практически встала, и осенью 2013 года на совещании под руководством Владимира Путина было зафиксировано отставание от графика на 14 месяцев. Главный зарубежный партнер — DSME — к этому времени от участия в проекте отказался. Было принято решение передать проект «консорциуму заказчиков» — «Роснефти» и Газпромбанку — в форме ЗАО «Современные технологии судостроения» (СТС). «Газпромбанк» открыл кредитную линию проекту на 7,9 млрд руб. В рамках официального визита в Южную Корею в присутствии Президента РФ Владимира Путина и президента Республики Корея Пак Кын Хе «Роснефть», Газпромбанк, «Совкомфлот» и DSME договорились о совместной реализации проекта развития инжинирингового и судостроительного кластера на Дальнем Востоке России. В январе 2014 года стало известно, что принято решение сократить сроки строительства суперверфи и окончание работ перенести с 2021 на 2018 год за счет объединения первой и второй очереди в первый этап.
На первом этапе реализации проекта, до 2015 года, должен быть возведен блок корпусных производств и окрасочные камеры. На втором этапе, в срок до 2018 года, в бухте Большой Камень планируется построить сухой док и производственные цеха. На третьем этапе, с 2015 по 2018 годы, в приморской бухте Пяти Охотников намечено возвести блок цехов и сухой док в поселке Мысовой.
По окончании строительства мощности СК «Звезда» станут крупнейшими в Российской Федерации, утверждают специалисты ДЦСС. Впрочем, даже эти мощности смогут обеспечить исполнение всего 30% программы судостроения.
Планировалось привлечь к работе ведущие конструкторские организации Санкт-Петербурга, Москвы, Европы, США и лучших судостроительных организаций Юго-Восточной Азии, в первую очередь из Республики Кореи, поскольку Южная Корея — один из мировых лидеров по строительству особо сложных морских объектов.
«Южнокорейская компания DSME наиболее близко подошла к возможной кооперации с СК «Звезда». У них очень широкая линейка объектов, по строительству которых они являются мировыми лидерами»,— пояснил генеральный директор завода «Звезда» Юрий Фильчёнок.
Завод «Звезда» является одним из крупнейших в отрасли, а по окончании строительства суперверфи, то есть с 2018 года, судостроительный комплекс сможет выпускать танкеры водоизмещением до 350 тыс. тонн, газовозы, суда ледового класса, специальные суда, элементы морских платформ и другие виды морской техники.