Гастротур
Почему Михаил Зельман открывает рестораны в Англии, а не в России
Михаил Зельман, основатель ресторанов Goodman, "Филимонова и Янкель" и "Колбасофф", вышел из российского бизнеса и сосредоточится на развитии своих ресторанов в Лондоне. И вовремя — созданная Зельманом в России ресторанная империя приносит последнее время одни убытки.
"Заменять стейк чем-либо — все равно что пить газировку вместо виски",— любит повторять Михаил Зельман. Первый стейк-хаус Goodman Зельман открыл в Москве в 2004 году. Сегодня 12 московских Goodman — основа холдинга "Арпиком".
До недавнего времени "Арпиком" на паритетных началах принадлежал Михаилу Зельману и его партнеру Искандару Махмудову. Но Зельман полностью вышел из совместного бизнеса, уступив свою долю Махмудову. По словам источников СФ, отношения партнеров давно разладились из-за слабых финансовых результатов "Арпикома". По данным "СПАРК-Интерфакс", ресторанная группа, основным бенефициаром которой является кипрский офшор Restprofy Enterprises, состоит почти из 30 российских юрлиц. Убыток 15 операционных компаний в 2012 году составил почти 260 млн руб. Главная причина — неэффективное управление. Михаил Зельман, будучи операционным директором холдинга, в последние два года живет в Лондоне.
После "развода" с Махмудовым Зельман сохранит за собой восемь ресторанов в Лондоне и один в Цюрихе. Лондонский общепит процветает. Поэтому многие российские рестораторы уже открыли заведения в столице Великобритании. Самым успешным считается Аркадий Новиков, выручка его ресторана Novikov в прошлом году составила 25 млн фунтов стерлингов. Тогда как Зельман в 2013 году заработал на восьми лондонских ресторанах 18 млн фунтов. Зато Зельман был первопроходцем. Первый лондонский стейк-хаус "Арпиком" запустил в 2008 году. Зельман первым в Лондоне предложил публике стейки из американского мяса. Заведение стало популярным, и в 2011-м Зельман открыл второй стейк-хаус. Тогда же Зельман загорелся монопродуктовой концепцией. В 2011 году он запустил в Лондоне ресторан Burger & Lobster, где подаются только бургеры и лобстеры, и то и другое по 20 фунтов. Сейчас в Лондоне пять Burger & Lobster. Валовая прибыль всей сети небольшая — около 10%, потому что цены в Burger & Lobster невысокие. Например, лобстеры в магазинах Лондона стоят больше 20 фунтов. Чтобы снизить себестоимость, Зельману даже пришлось купить долю в канадской рыболовецкой компании.
Что нового?
Роман Кузьмин, генеральный директор Molotok:
— В начале апреля я увидел и попробовал в деле Google Glass. Разработка показалась мне любопытной. Мы как раз в "Молотке" решили делать свой канал на YouTube. Я подумал: зачем создавать унылый обучающий контент, который все равно никто смотреть не будет? Будем снимать ролики с Google Glass, это прикольно. Я тут же заказал такие очки, сейчас мы начали делать ролики. Это съемка от первого лица: мы, например, пытаемся зайти в ночные клубы Москвы, смотрим, как реагируют охранники, окружающие.
Елена Волотовская, руководитель фонда Softline Venture Partners:
— Мы давно ведем переговоры о партнерстве одного нашего стартапа с европейской компанией. Крымские события меня насторожили: неужели сделка сорвется? Но наши партнеры не изменили свой календарь командировок, и переговоры продолжились. Мы решили, что не должны страдать наработанные отношения. Для меня стало открытием, что европейский бизнес готов работать с российскими компаниями, несмотря на неблагоприятную политическую ситуацию.