Конфликт восходящего солнца
Зачем КНДР в 1970-1980-х годах похищала граждан Японии
Россия пытается найти союзников в Восточной Азии, где пока не существует никакой архитектуры безопасности, а игроки постоянно предъявляют претензии друг к другу. Причиной конфликта становятся не только спор за территории, но и различные исторические проблемы вроде похищений граждан.
"Перед тем как уйти из дома, он попросил у меня одолжить шлепки. Мои выглядели наряднее, а он все-таки на свидание собирался. Сказал, что свозит ее на море, а через неделю приведет в дом знакомить с родителями",— рассказывает 68-летний Кэнъити Итикава об исчезновении своего младшего брата Сюити. 12 августа 1978 года 23-летний Сюити повез на свидание свою девушку Румико Масумото. В сельских районах на южном побережье острова Кюсю особых развлечений не было, парочки обычно ездили на уединенные пляжи смотреть на закат. Так же поступил и Сюити. Он заехал на машине брата за своей девушкой, погулял с ней вокруг озера, припарковал машину у моря и повел Румико на пляж. Через пару дней полиция нашла там только одну шлепку из той пары, что Кэнъити одолжил своему брату. Дело об исчезновении парочки больше 20 лет лежало в полицейском архиве префектуры Кагосима. В этом регионе и раньше случались подобные происшествия, причем родственники пропавших обычно старались не придавать случившееся огласке.
О судьбе своего брата Кэнъити Итикава узнал только 24 года спустя после его исчезновения — из телевизора. 17 сентября 2002 года премьер Японии Дзюнъитиро Коидзуми встречался в Пхеньяне с северокорейским лидером Ким Чен Иром. На той встрече глава КНДР впервые признал, что северокорейские агенты похищали граждан Японии в 1970-е и 1980-е.
Японское правительство доказало случаи похищения 17 человек, хотя похожих случаев было несколько сотен. На встрече с Коидзуми Ким Чен Ир признал только 13 похищений. В октябре 2002 года пятеро похищенных были возвращены в Японию. Остальные, по версии властей КНДР, погибли в предшествующие годы в результате несчастных случаев (почти все — в результате автокатастроф, отравления газом либо инфаркта). По данным официального Пхеньяна, Сюити Итикава и Румико Масумото были в их числе — они поженились в 1979 году и вскоре оба скончались от инфаркта с разницей в несколько месяцев.
Японское правительство доказало случаи похищения 17 человек, хотя похожих случаев было несколько сотен
О том, что спецслужбы КНДР крадут граждан иностранных государств (прежде всего Южной Кореи, Японии и Китая), было известно давно — от северокорейских перебежчиков. В Северной Корее действовала специальная программа похищения иностранцев. Крали для двух целей: получения подлинных документов, которые потом использовались для внедрения агентуры КНДР, а также для превращения пленников в преподавателей иностранных языков.
Рядом с японским побережьем курсировали суда, замаскированные под рыбачьи шхуны, в которых были спрятаны моторные катера. Ночью на японский берег высаживались агенты, которые выкрадывали одиноких прохожих или парочки вроде Итикавы с его подружкой. Затем пленников переправляли на корабль и увозили в КНДР. Еще одна агентская сеть работала в Европе, там японских студентов под разными предлогами (увлечение левыми идеями или возможности для бизнеса) вывозили в КНДР, где их следы обрывались.
Долгое время тема похищений в Японии была малопопулярной. Однако по мере появления новых данных от северокорейских перебежчиков возникло и общественное движение, добивавшееся от правительства возвращения похищенных. В 1998 году родственники похищенных и различные НКО создали комитет спасения японских граждан, выкраденных северными корейцами, и развернули общественную кампанию. Тему подхватили политики, особенно правые — в послевоенной Японии, где раскаяние за преступления Второй мировой войны стало частью воспитания нескольких поколений, наконец появилась и другая история, в которой уже японцы были жертвами корейцев, а не наоборот.
Правительство поначалу не слишком обращало внимание на проблему похищенных, однако затем давление гражданского общества стало настолько мощным, что игнорировать проблему было больше невозможно. В японском кабинете министров была создана специальная канцелярия по делам похищенных северными корейцами граждан, дело взял под личный контроль премьер. Именно благодаря этому в 2002 году Коидзуми удалось получить от Ким Чен Ира признание самого факта похищений, а также вернуть пятерых похищенных на родину.
Впрочем, родственники считают, что возвращены в Японию не все. Они не верят данным северокорейских властей о смерти своих родных и требуют от правительства нажать на Пхеньян. Кэнъити Итикава говорит, что перебежчики из КНДР видели человека, очень похожего на его брата, среди преподавателей японского в одном из пхеньянских университетов много лет спустя после его предполагаемой гибели. Поэтому Итикава и другие родственники требуют от каждого кабинета приложить новые усилия, чтобы заставить северных корейцев сказать правду, а если похищенные еще живы, то вернуть их. Сейчас большую надежду многие возлагают на премьера Синдзо Абэ, который считается сильным лидером и имеет все шансы досидеть до конца срока.
История с похищенными японцами кажется частной и незначительной. Однако она является частью того клубка проблем, из которых состоят отношения крупнейших держав Восточной Азии. Японцы поднимают этот вопрос на любых переговорах с КНДР, в том числе на "шестисторонних переговорах" по корейской ядерной проблеме. Официальный Токио воспринимает судьбу похищенных как одну из важнейших проблем в отношениях с КНДР — помимо ракетных пусков и ядерных испытаний. И эту мозаику предстоит освоить России, которая собралась разворачиваться к Азии и вникать глубже в региональные проблемы.