"Инвесторы боятся начала гражданской войны"
Инвесторы испугались войны на Украине и распродают активы. Бизнес-сообщенство опасается, что начало военной операции на юго-востоке страны усилит напряженность между Россией и Западом. Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг прокомментировал ситуацию ведущим Оксане Барыкиной и Олегу Богданову.
Ок.Б.: Руслан Семенович, нас, конечно, интересует в большей степени, как отреагирует российский рынок и, в частности, инвесторы, которые есть у нас, зарубежные, как они будут уходить из рынка?
Р.Г.: Знаете, сейчас все, кто в легкой панике, кто в средней, кто в тяжелой. Мне кажется, что все будет зависеть о того, насколько вот эта объявленная операция, насколько она будет реальной, потому что у меня такое ощущение, что у киевской власти недостаточно сил для того, чтобы ее более-менее безболезненно решить, поэтому у меня такое ощущение, что рынки сегодня, по крайней мере, так не будут сильно реагировать.
О.Б.: Ну, вот последняя информация, Руслан Семенович, в Краматорск зашла военная техника, какое-то столпотворение, судя по фотографиям, наблюдается, в общем, пошли они.
Р.Г.: Да, вы имеете в виду киевскую власть?
Ок.Б.: Да.
Р.Г.: Поймите, здесь уровень неопределенности такой высокий, что говорить более или менее уверенно может только человек, потерявший чувство юмора, я бы так сказал, но похоже, что главное все-таки сейчас переговоры в рамках четверки: Украина, Россия, Европейский Союз, США, потому что Женевская вот эта встреча она, по-моему, должна что-то решить, потому что в противном случае, если гражданская война начнется, здесь уже вообще не до чего, по крайней мере, не до динамики фондового рынка.
Ок.Б.: Действительно инвесторы боятся осложнения отношений как раз между Евросоюзом, США?
Р.Г.: Да нет, инвесторы боятся начала гражданской войны, исход которой вообще непрогнозируем, там возможно вмешательство и других сторон, вот в чем все дело. Поэтому, конечно же, они волнуются. Но сегодня-завтра должно решиться, вообще состоится ли эта встреча в Женеве. Вот если она не состоится, тогда уровень неопределенности еще больше возрастет, и тогда нервозность еще больше будет.
Ок.Б.: А вот эти экономические санкции, которыми все грозят, в частности, США, что будет ухудшаться ситуация в России, это насколько влияет на настроения?
Р.Г.: Ну, я думаю, что пока об этом нельзя говорить, потому что солидарности на Западе не хватает, очень сильно не хватает, и они тоже в легкой панике, что делать, потому что экономические интересы уж больно сильны, особенно, конечно, с нашим газом. И мне кажется, что здесь мы не может ожидать какого-то резкого ухудшения экономического положения России. Но, с другой стороны, совершенно очевидно, что ослаблять это давление Запад не будет, а, наоборот, будет постепенно его наращивать. Но точно совершенно очевидно, что в ближайшее время ничего такого радикального не произойдет.
О.Б.: А если вот, так и просится сказать "если что", Руслан Семенович, если что, если начнется там что-то такое серьезное, то…
Р.Г.: Ну, если начнется что-то серьезное, здесь много чего серьезного может начаться, здесь может начаться и валютный контроль и все такое прочее, которое сегодня еще немыслимо. Но что здесь фантазировать, здесь большой простор для фантазий может быть, но это если действительно не удастся сдержать обе стороны, я имею в виду пророссийских активистов и армию украинскую.
О.Б.: Вот пока сообщают, мирно там все проходит, заблокировали военных и разговаривают с ними.
Р.Г.: Да они тоже не хотят друг друга убивать, в принципе, в этом все дело.
О.Б.: Понятно, кто же хочет.
Р.Г.: Поэтому здесь и власти в Украине, они же тоже не сумасшедшие. Так что здесь посмотрим, что будет, трудно что-либо сказать.