Ребра мечты
Группировка ЗИП в галерее XL
Выставка современное искусство
На недавней "Инновации" краснодарские художники из группы ЗИП (Василий и Степан Субботины, Юлия Капустян, Эльдар Ганеев, Евгений Рымкевич и другие) получили премию в номинации "Региональный проект" за созданный ими в родном городе Институт современного искусства. ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ считает, что художественные таланты в этом случае не уступают организаторским способностям.
ЗИПы, как их принято называть, уже не раз оказывались в шорт-листах наших премий, и получение ими "Инновации" закономерно. Это пример художественной среды, возникшей снизу, без государственной поддержки. Она вырастает из действительного, а не из желаемого: даже название у группы позаимствовано у местного завода, ненужные части которого после закрытия ЗИПы растащили на нужды искусства. Первые инсталляции группы — результаты своеобразной джентрификации без денег, когда художники приходят на место рабочих не потому, что богатые девелоперы дают им развивать непривлекательную недвижимость, а потому, что в местной индустрии они видят личную историю, которую не хочется бросать на произвол судьбы. Искусство ЗИПов, однако, не выглядит калькой с модных в Европе коллективных практик, хотя художники и придерживаются левых взглядов. В новой серии скульптур под названием "Утопический скелет" они рисуют в трехмерном пространстве что-то вроде ментальной карты, на которой отмечены важные для группы виды искусства, места и художники. Слишком часто употребляемое слово "утопия" здесь имеет отношение и к источникам вдохновения, и к радости коллективного труда в одном из теплейших регионов России.
Все объекты сделаны из деревянных реечек и винтов, иногда говорящими становятся и постаменты, как, например, в случае галереи "Яма". В квадратном пьедестале зияет дыра, обнажающая внутреннюю конструкцию из деревяшек, а подпись рассказывает о том, что скульптура изображает песчаный карьер, в котором группа время от времени устраивает выставки. Локальное здесь смешано с международным: вот деревянная галерея Тейт Модерн, например, где у ЗИПов сорвалась выставка, а рядом — грандиозная скульптура, изображающая статую Авроры у одноименного краснодарского кинотеатра. Ряды прямоугольников посвящаются американскому минималисту Карлу Андре, громадная загогулина — "Спиральной дамбе", шедевру ленд-арта 1970-х от Роберта Смитсона. В небольших, почти игрушечных версиях представлены памятники рабочему и колхознице, Пушкину, Горькому и Родине-матери (в волгоградской версии). Сочетание выглядит органичным — и Смитсон, и Вучетич делали искусство о просторах, которые можно и нужно осваивать. Только у Смитсона получилось вторжение в природу по ее правилам, а у Вучетича — четкая вертикаль, поставленная грозить на сотни километров окрест. И представленная на "Утопическом скелете" архитектура тоже рифмуется: конструктивистский дом-гигант в Ростове-на-Дону возник на той же волне, что и башня Третьего интернационала Татлина, превращенная ЗИПами в "Плащ".
Прелесть этого искусства в том, что оно местами напоминает кустарное творчество старых хиппи на пляжах Коктебеля. Или объекты стихийно возникшего карго-культа в загадочном племени поклонников конструктивизма и минимализма. ЗИПы осознают и даже подчеркивают любительский уровень своего искусства, действуя в рамках открытого Маратом Гельманом "Русского бедного". Можно, конечно, стремиться к высочайшему качеству и основательности, профессионализму и коммерческому успеху (вот у земляков из группы Recycle, например, получилось). Но ЗИПам привычнее держаться эфемерных ценностей и перерабатывать высокие образцы утопического мышления в забавные паутинки из дощечек.