Макет непростых отношений

"Опасные связи" в Комиссаржевке

Премьера театр

Пластику в спектакле "Опасные связи" поставила руководитель театра "Крепостной балет" Елена Прокопьева

Фото: Виктор Васильев, Коммерсантъ

В Театре имени Комиссаржевской македонский режиссер Деян Пройковски поставил спектакль по пьесе Кристофера Хэмптона "Опасные связи", написанной по одноименному роману Шодерло де Лакло. На премьере была ЕЛЕНА ГЕРУСОВА.

В Комиссаржевке "Опасные связи" поставили без торжества кринолинов, мушек и пудреных париков. И без лишней куртуазности. Один кринолин, впрочем, есть — это огромный каркас люстры, ближе к финалу опускающийся и превращающийся в клетку, в которую попадают герои. Видимо, для того, чтобы сомнений в этой и без того прозрачной метафоре не возникало, к спицам люстры-кринолина подвешено несколько птичьих клеток (сценография Валентина Светозарева).

Хитросплетения любовных интриг, выстроенные виконтом Вальмоном (Владимир Крылов) и маркизой де Мертей (Евгения Игумнова), явно интересуют авторов спектакля в последнюю очередь. В первой сцене все действующие лица, рассевшись в длинную шеренгу стульев, начинают читать роман де Лакло. Затем со стульев встают, но от конспективности изложения сюжета не уходят. Схема любовных связей выстраивается по-военному быстро и четко и при этом не оказывается отягощена эмоциями и переживаниями героев.

Грехопадение наивных барышень, терзания порядочных жен, обманы и соблазнения, столкновения интриг и наивности, опыта и невинности, рациональной любовной игры и искреннего чувства в спектакле оказываются не более чем сюжетными обстоятельствами. Недаром, переходя на язык танца, герои часто замирают в жестких, фиксированных позах манекенов (пластику в спектакле поставила руководитель театра "Крепостной балет" Елена Прокопьева). Разгадать метафору опять же нетрудно: каждый оказывается игрушкой, куклой в руках другого.

Чувства и резоны мужских персонажей, за исключением, конечно же, Вальмона, авторов спектакля интересуют мало. Дамы обрисованы чуть ярче. Но отнюдь не в психологической, а именно что в шаржевой или клоунской стилистике. Особенно органична тут мадам Воланж (Маргарита Бычкова), в качестве иллюстрации собственной некогда щедрой на пикантные сюжеты юности появляющаяся на фоне сцены соблазнения виконтом ее дочери с забавным этюдом гимнастических упражнений с мячом в телесном трико и корсете. Над мадам де Турвель (Кристина Кузьмина) в спектакле насмешки нет. Ее история рассказана серьезно, но очень по касательной, без сочувствия и сожаления. А все потому, что не она здесь главная. Настоящей героиней оказывается де Мертей с ее историей нежной, гордой, умной, чувственной, обиженной, страдающей и потому имеющей все права на коварство женщины; историей маленькой примадонны и недостойного окружения. В итоге "Опасные связи" в Комиссаржевке при всех вроде бы несентиментальных режиссерских приемах оборачиваются историей обманутой женственности де Мертей, ее несбывшейся любви — необязательно к виконту, а просто несбывшейся — и ее несломленного духа. Историю эту актриса Евгения Игумнова очень четко рассказывает за какие-то 20 финальных минут. И проблема вовсе не в том, что роман де Лакло оборачивается типичной мелодрамой, а опасные связи вырождаются в случайные. А в том, до этого часа полтора все эти связи развиваются схематично, безконфликтно и как-то отдельно от монодрамы маркизы де Мертей, в итоге торжествующей — во всех смыслах этого слова.

Вся лента